0
1151
Газета Печатное дело Интернет-версия

01.10.2008 00:00:00

Между мифом и наукой

Тэги: смр, пособие, ислам, опк


Исламоведение: Пособие для преподавателя. Под ред. М.Ф.Муртазина. – М.: Издательство Московского исламского университета, 2008. – 416 с.

Совет муфтиев России (СМР) неоднократно делал заявления о недопустимости обязательного преподавания «Основ православной культуры» в школе. Эта мусульманская организация предлагала альтернативу: ввести в школьные программы историко-культурологические уроки, в ходе которых учащиеся могли бы узнавать об основах мировых религий с научных и светских позиций. В качестве аргумента в пользу этой инициативы и как пример позитивного решения проблемы клерикализации школы Московский исламский университет, существующий под эгидой СМР, выпустил в свет книгу «Исламоведение».

По замыслу авторского коллектива, данное издание может служить пособием для преподавателей религиоведения в школах. Задумано пособие как ответ ангажированным учебникам по основам православия, где объективное знание подчас заменяется религиозным кликушеством. В работе над книгой принимали участие сотрудники лаборатории интеграции религиозных ценностей в современную систему образования Федерального института развития образования. Насколько же удалось совместить в одной книге трезвый взгляд ученого и веру в религиозные догматы?

Надо сказать, что текст очень неровный и стиль изложения меняется в зависимости от материала той или иной главы. В пособии освещаются различные стороны ислама как религиозной системы: история вероучения, сведения о Коране и основных богословских школах, нравственные императивы этой религии, общественные и политические вопросы. Там, где есть возможность взвешенно и объективно излагать факты, авторы на высоте. Однако там, где требуется в адаптированном виде изложить Священные Писания или возникает необходимость в оценке вероучения, они сбиваются на выспренный стиль, подчас приобретающий даже какое-то комическое звучание.

Авторы вводят нас в мир средневековой Аравии перед возникновением ислама. «Звери нечасто появляются среди здешних песков. Хищные птицы питаются остатками диких ослов, антилоп и мелких грызунов, на которых нападают лисы, волки и гиены», – читаем словно из познавательной брошюры по природоведению для начальной школы. Мы узнаем и про «надежного друга жителей пустыни – верблюда», и про населяющий эту пустыню «гордый и гостеприимный народ – арабов». Наивный натурализм приходит на помощь авторам всякий раз, когда нужно подпустить в текст «научности».

Иногда они уподобляются сказочникам «Тысячи и одной ночи», щедро украшая повествование рассказами о чудесах, случившихся на заре ислама. «Согласно преданиям, рождению Мухаммада предшествовал целый ряд удивительных событий. Так, во дворце персидского царя обрушилось четырнадцать террас, погас огонь, которому поклонялись огнепоклонники, а церкви, стоявшие вокруг озера Сава, разрушились после того, как его вода ушла в землю», – так начинается рассказ о жизни и деяниях Пророка.

Неизбежные противоречия между религиозной традицией и научными сведениями решаются авторами пособия с обезоруживающей простотой. Легенда и история уживаются мирно на соседних страницах. Так, излагая кораническое предание, нам сообщают, что «арабы... являются прямыми потомками Ибрагима (библ. Авраама)» через его первенца Измаила. А в другом разделе, где описываются святыни Мекки, рассказывается история поселения Хаджар (библ. Агарь) с Измаилом близ источника Замзам. Здесь к ним присоединились люди из племени джурхум, у которых предок всех арабов обучился... арабскому языку!

Немало усилий авторы приложили для апологетики современного ислама, попыток доказать его позитивную общественную и политическую роль в XXI веке. Поэтому в книге появляются такие разделы, как «Ислам и права человека», «Ислам и забота об окружающей среде», «Любовь к Родине». И рефреном, как заклинание, звучит слово «толерантность». Правда, на деле не всегда удается сохранить непредвзятость. Так, характеризуя различные направления в исламе, авторы пособия описывают суннизм как доктрину «следования путем Пророка и отказ от раскольничества» и тем самым выставляют в невыгодном свете шиитов.

Особо следует отметить остроумное решение проблемы взаимоотношения мусульманской религии и современного либерализма. «В контексте либеральных ценностей призыв к защите гражданских и политических прав звучит как спекулятивный, поскольку является продуктом антропоцентрического мышления, которое последовательно обесценивалось с тех пор, как открытие Коперника лишило человека права считать себя центром мироздания», – читаем в главе «Ислам и права человека». Вот так Коперник стал невольным союзником религиоведов из Совета муфтиев России!

Пытаясь бороться с чужими ошибками, авторский коллектив пособия и сам спотыкается на тех же граблях. Учебник «Исламоведение» заявлен как серьезная, взвешенная, научно достоверная работа и отчасти отвечает этой заявке. Но некоторые фрагменты текста словно списаны из одиозного учебника по «Основам православной культуры» Аллы Бородиной. Только «православие» заменяется на «ислам», а цель – исподволь донести мысль о превосходстве своего вероучения – остается неизменной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1017
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
968
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
643
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
525

Другие новости