Залужный А.Г. Право. Религия. Закон. – М.: Научная книга, 2008. – 360 с.
Новая книга доктора юридических наук Александра Залужного «Право. Религия. Закон» – редкое издание о правовом подходе в наиболее сложной сфере законодательного регулирования – взаимоотношениях государства и религиозных объединений. Книга документальна, она изобилует примерами из практики и будет интересна не только той аудитории, к которой собственно обращена – то есть работникам органов прокуратуры, – но и государственным и муниципальным служащим, руководителям религиозных объединений, юристам, ученым. Это концептуальное научное исследование затрагивает как обеспечение конституционного права граждан на свободу совести, правовое регулирование деятельности религиозных организаций, так и совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов о свободе вероисповедания и противодействия экстремистской деятельности. Такую книгу мог написать только человек, знающий историю, понимающий, как работает федеральное законодательство в этой сфере и почему его несоблюдение чревато подчас неразрешимыми ситуациями.
Автор обращает внимание на правовое содержание конституционных понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания». Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам религиозной принадлежности. В этом заключается ответственность государства, признавшего что-либо религией. Эти нормы учитывают уроки прошлого. Залужный разъясняет, почему в законодательстве правового государства нет понятий «традиционная религия» и «атеизм».
В прошлых правовых системах России и СССР деятельность религиозных объединений должна была быть обязательно зарегистрирована. Десять лет назад впервые в российской истории законодатель ввел религиозные объединения в гражданско-правовые отношения, обеспечив свободу выбора правоспособности, как группой, так и юридическим лицом, зарегистрированным в едином государственном реестре. Это обеспечено Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года, который Залужный считает «особым системообразующим началом» во всем федеральном законодательстве этой сферы. Этот закон ввел на всей территории России обязательный для всех понятийный аппарат. Религиозные объединения могут создаваться в форме «религиозных групп» и «религиозных организаций». Лишь эти определения в федеральном законодательстве участвуют в гражданско-правовых отношениях, выступают в качестве социальных институтов, формируют правосознание и толерантность по отношению ко всем верующим. Любые иные термины и понятия в отношении религиозных объединений в России являются неправовыми.
Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Они имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, обучать религии и осуществлять религиозное воспитание своих последователей. Группы не имеют общего имущества, его предоставляют для богослужений их участники.
Книга помогает читателю понимать особый правовой язык. Слово «организация» в российском праве означает юридическое лицо. Определение «религиозная» может применяться только в том случае, если таковой организацию признало государство в ходе экспертизы. В этом случае объединение вправе получать льготы от государства, в том числе налоговые, участвовать в благотворительной деятельности.
Свободная деятельность религиозных объединений с юридическим лицом и без него (чего не было никогда в нашей истории) дает реальные возможности для реализации прав на свободу совести. Вместе с тем ответственность у этих разных форм религиозных объединений несопоставима. Несравнимы по своим возможностям и юридические лица. У сельской общины, существующей на пожертвования верующих пенсионеров, нет денег, чтобы «поддерживать движение денежных средств» на счете в банке райцентра – они оплачивают содержание храма и коммунальных услуг на месте, но могут быть лишены юридического лица без всякого предупреждения со стороны налоговой службы. Органы власти вправе воспрепятствовать богослужениям, если не соблюдаются санитарные, строительные и иные правила в общественных местах. Готовы ли религиозные организации нести те же тяготы, что и другие хозяйствующие субъекты? Автор считает, что лучше учитывать конкретные ситуации и находить разумный выход, чтобы верующие не ютились в подвалах и не искали лесные поляны для молитвы.
В каждой главе книги Залужного есть констатация низкого уровня правосознания в России. Вот урок из прошлого. В декабре 1980 года, в канун Рождества по григорианскому календарю, с официальным визитом в Волгограде побывал Свен Ом – гость из Швеции, праправнук великого физика. Он посетил лютеранский молитвенный дом (что по тем временам было невероятно) и православный собор. Событие должно было продемонстрировать капиталистам свободу религии в СССР – без этого у советского правительства замирали внешнеэкономические отношения. Однако сотрудник МИДа, сопровождавший гостя, посоветовал журналистам: «Пишите о свободе веры, о родстве гостя с великим ученым, но не указывайте его вероисповедание, а то у нас в школах закон Ома отменят». Газеты проговорились, опубликовав следующее: приезжал представитель некой «Всемирной организации христианской церкви» (де-факто не существующей организации), праправнук известного физика Ома, по приглашению┘ Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов СССР!
Поднялся шум: кто разрешил, где атеистическая работа? Дело в том, что за год до этого, в 1979-м, вышел «Советский энциклопедический словарь», который, несмотря на норму о свободе совести в Конституции СССР, отнес вероисповедание Ома вместе с перечнем других христианских исповеданий к «сектантству». Словарь указывал, что оно «характеризуется фанатизмом, догматизмом, враждебностью», «некоторые секты имеют изуверские обряды». Закон Ома, конечно, не отменили. Но дипломат был прав: бред опровергнуть трудно. Невозможно объяснить, что никаких «сект» на самом деле нет. Нет их ни в России, ни в русском языке, ни в российском законодательстве, ни в международном праве, ни в русском синодальном переводе Ветхого и Нового Заветов. С точки зрения российского законодательства Библия – это богослужебная книга христиан России разных вероисповеданий, а также тех, кто читает ее на русском языке во всем мире. В западной традиции переводов библейских текстов сектами называют партии древнего иудейского общества – назореев, саддукеев, фарисеев. Но это не причина для оправдания невежества и навешивания негативных ярлыков в ХХI веке.