Исламские финансовые институты в мировой финансовой архитектуре / Под ред. Кочмола К.В. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2008. – 368 с.
Несмотря на отсутствие в современной России устойчивого спроса на исламские финансовые продукты, интерес к ним отечественных исследователей растет с каждым днем. За последние десять лет все монографии, посвященные исламской экономике и финансам, были изданы исключительно в Москве: «Страхование в мусульманском праве: теория и практика» Рената Беккина (2001), «Теория и практика исламского банковского дела» Андрея Журавлева (2002), «Исламские банки в исламском финансовом праве» Владимира Павлова (2003), сборник «Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты» (2004). Собственно говоря, вышеприведенными работами на сегодняшний день круг специальных исследований по исламской экономике и исчерпывается.
Сосредоточение интереса на такой теме, как исламская экономика, именно в Москве объяснимо. Именно в столице располагается наибольшее число востоковедческих вузов и факультетов, специализирующихся на изучении актуальных вопросов развития в странах Востока. Но в этом году монополия Москвы на проведение комплексных исследований по исламской экономике была нарушена. В Ростове-на-Дону был издан учебник «Исламские финансовые институты в мировой финансовой архитектуре». Выход учебника, безусловно, является знаковым событием для исламской экономики в России: он лишний раз подтверждает, что мусульманская экономика – это объективное явление мировой экономики, требующее внимательного изучения даже там, где отсутствуют исламские банки и другие финансовые институты.
Оценивая значимость проведенного исследования, нельзя вместе с тем не обратить внимания на некоторые его очевидные недостатки. Как известно, обложка книги – это ее лицо. К сожалению, обложка учебника и первые его страницы вызывают целый ряд вопросов. Если на титульном листе указано, что учебник выполнен под редакцией профессора К.В.Кочмолы, то на корешке книги редактор учебника вдруг становится его единственным автором. На титульном листе в качестве даты издания учебника значится 2008 год, в то время как в аннотации приведен 2007 год.
Недоработки редактора проявляются по всему тексту учебника. Очевидно, для того чтобы избежать многочисленных ляпов, касающихся непосредственно предмета исследования, необходимо было привлечь редактора или консультанта – специалиста по исламской проблематике. Например, того же Андрея Журавлева, которого один из авторов учебника то ли в шутку, то ли всерьез отнес к числу исламских ученых (с. 138).
Большинство авторов учебника – преподаватели Ростовского государственного экономического университета, не являющиеся ни специалистами по экономике мусульманского Востока, ни профессиональными исламоведами. Это отразилось на их работе. Вместо обращения к авторитетным справочным изданиям по исламу авторы учебника прибегли к компилятивному сборнику «Ислам» (сост. В.В.Юрчук). В результате работа изобилует досадными неточностями. Перечисление всех недочетов учебника заняло бы много места, поэтому ограничимся лишь некоторыми из них.
Не вполне понятно, что понимают авторы под «исламским государством». Даже если некорректно употреблять термин «исламское государство» в качестве синонима мусульманской страны, то в любом случае такие государства, как светская Турция и Филиппины, не могут рассматриваться в качестве исламских даже при такой оговорке.
Незнание элементарных реалий мусульманского мира приводит к утверждениям, что в Катаре у власти находится эмир, а не король (с. 47), а в Великобритании большинство иммигрантов из мусульманского мира составляют арабы, а не выходцы из Южной Азии (с. 47).
Отсутствие элементарных знаний об исламе у авторов учебника проявляется в искажении написания и передачи сущности терминов, имеющих арабское или персидское происхождение. Так, мусульманское право (фикх) почему-то пишется одним из авторов учебника, как «figh» (с. 134). Вообще передача в учебнике арабских терминов на английском языке в скобках вслед за соответствующим термином на русском – явно лишний труд.
Однако наличие целого ряда неточностей не помешало авторам корректно и объективно рассмотреть сущность различных институтов исламской экономики, раскрыть особенности их функционирования в условиях глобализации. Проделанный в учебнике анализ служит хорошим фундаментом для проведения его авторами дальнейших исследований в сфере исламских финансов. Как известно, верно выбранный методологический подход – это уже половина успеха. Но и мелочи имеют значение.