Кураев А., диакон. Вызов экуменизма. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Грифон, 2008. – 480 с.
Издательство «Грифон» продолжает публиковать сборники полемических статей дьякона Андрея Кураева. За «Культурологией православия» (см. рецензию в «НГР» № 3 от 20.02.08) последовало очередное, расширенное издание книги «Вызов экуменизма», где православный миссионер излагает свои взгляды на межхристианский и межрелигиозный диалог. В девяти главах, каждая из которых представляет собой вполне самодостаточный опус, – целая палитра фактов, цитат, суждений, подчас весьма неожиданных. В общем, перед нами – праздник красноречия, который прочитывается как захватывающий детектив. Даже если читатель не владеет специальной терминологией, Кураев ему все объяснит по ходу дела.
В первой же главе автор называет десять возможных смыслов слова «экуменизм», попутно комментируя, какой из них приемлем для Православной Церкви, а какой – нет. В любом научном исследовании сначала определяются с терминологией, а затем приступают к критическому анализу – так и здесь, хотя перед нами, конечно, классическая конфессиональная публицистика. Поэтому стоит назвать все «десять экуменизмов», какими их видит Кураев. Итак, под экуменизмом подразумевают: 1) сотрудничество христианских конфессий в проповеди Евангелия и борьбе с язычеством; 2) преодоление негативных стереотипов христиан разных конфессий друг о друге; 3) способ ознакомления неправославного мира с православием; 4) заимствование православием доброго опыта из неправославного мира; 5) умение отличать главное в духовном опыте иных конфессий от второстепенного; 6) сотрудничество в области социальных проблем; 7) терпимость к человеку иных убеждений; 8) понимание того, что мир христианства не исчерпывается одной конфессией, благодать доступна не только в православии; 9) признание того, что при всех различиях между собой каждая из христианских конфессий ведет к спасению; 10) тезис о том, что не только христианские, но и все религиозные дороги равно хороши и все приводят человека к спасению.
Что же утверждает Кураев? По его мысли, если первые семь вышеперечисленных пунктов Церковь не только может, но и должна поддержать, то последние три православный человек обязан оспорить, а «экуменизм № 10» и вовсе противоречит вере во Христа, ибо является замаскированным синкретизмом. В общем, это и есть главный вызов православию со стороны «экуменического сознания» – когда «диалог религий трансформируется в религию диалога». Гневной отповедью «экуменическому равнодушию» и «всеядности» звучит вторая глава кураевской книги. Три главы специально посвящены взаимоотношениям православия и католичества, не обойден вниманием автора и спор о filioque (католический догмат об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. – «НГР»). Пожалуй, только эта глава требует от читателя специальной богословской подготовки.
Главная опасность для читателя Кураева вот в чем. Превосходный «ликбез» от одного из лучших популяризаторов православной традиции дается с бесплатным, но обязательным приложением в виде собственных пристрастных убеждений, житейского опыта, любимых поэтов Серебряного века. Купив одно, будьте добры получить и другое. Конечно, право на субъективность есть у каждого, и автор им пользуется вовсю. Но читатели кураевских текстов рискуют поделиться на «почитателей», полностью отказавшихся от их критического восприятия, и «буквоедов», которые придираются ко всем вихреобразным полемическим пассажам автора, забывая о том, что Кураев любит и пошутить, и помифотворствовать. Его тексты вообще нужно проверять не на факты (с ними автор обращается скрупулезно, хотя и не всегда объективно), а на мифы.
Впрочем, один миф другому рознь. Вышедший из среды советской интеллигенции, Кураев камня на камне не оставляет от ее нехристианской мифологии. В этой связи интересна глава о протоиерее Александре Мене, которого Кураев считает «потерявшимся миссионером» – слишком много «работал на публику», был, в частности, терпимым к «оккультным идеям»... Попутно разоблачаются и мифы, связанные с экуменизмом. Почитаешь Кураева – и кажется, что дела экуменического движение совсем плохи, но нет, оказывается не совсем. Здесь автор проявляет недюжинную гибкость. Он и защищает идеи экуменизма от более непримиримо настроенных православных богословов, и нападает на экуменическую мифологию. Нужно стремиться не к «всепримирению», а к более четкому разъяснению вероучительных границ... Не к навязыванию сверху обязательной «толерантности», а к сохранению собственной религиозной идентичности...
Не вина Кураева в том, что экуменическое движение во многом потеряло внутреннюю динамику и все чаще с разных сторон подвергается критическим обстрелам. Эта книга – тоже попытка критического анализа экуменизма, попытка пристально (но вовсе не уничижительно) взглянуть на это явление. Наверное, не следует упрекать автора в том, что он изучает его сквозь свои собственные очки – круглые, а не прямоугольные или трапециевидные.