0
2577
Газета Печатное дело Интернет-версия

16.04.2008 00:00:00

Взгляд на экуменизм сквозь круглые очки

Тэги: кураев, сборник, экуменизм, церковь


Кураев А., диакон. Вызов экуменизма. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Грифон, 2008. – 480 с.

Издательство «Грифон» продолжает публиковать сборники полемических статей дьякона Андрея Кураева. За «Культурологией православия» (см. рецензию в «НГР» № 3 от 20.02.08) последовало очередное, расширенное издание книги «Вызов экуменизма», где православный миссионер излагает свои взгляды на межхристианский и межрелигиозный диалог. В девяти главах, каждая из которых представляет собой вполне самодостаточный опус, – целая палитра фактов, цитат, суждений, подчас весьма неожиданных. В общем, перед нами – праздник красноречия, который прочитывается как захватывающий детектив. Даже если читатель не владеет специальной терминологией, Кураев ему все объяснит по ходу дела.

В первой же главе автор называет десять возможных смыслов слова «экуменизм», попутно комментируя, какой из них приемлем для Православной Церкви, а какой – нет. В любом научном исследовании сначала определяются с терминологией, а затем приступают к критическому анализу – так и здесь, хотя перед нами, конечно, классическая конфессиональная публицистика. Поэтому стоит назвать все «десять экуменизмов», какими их видит Кураев. Итак, под экуменизмом подразумевают: 1) сотрудничество христианских конфессий в проповеди Евангелия и борьбе с язычеством; 2) преодоление негативных стереотипов христиан разных конфессий друг о друге; 3) способ ознакомления неправославного мира с православием; 4) заимствование православием доброго опыта из неправославного мира; 5) умение отличать главное в духовном опыте иных конфессий от второстепенного; 6) сотрудничество в области социальных проблем; 7) терпимость к человеку иных убеждений; 8) понимание того, что мир христианства не исчерпывается одной конфессией, благодать доступна не только в православии; 9) признание того, что при всех различиях между собой каждая из христианских конфессий ведет к спасению; 10) тезис о том, что не только христианские, но и все религиозные дороги равно хороши и все приводят человека к спасению.

Что же утверждает Кураев? По его мысли, если первые семь вышеперечисленных пунктов Церковь не только может, но и должна поддержать, то последние три православный человек обязан оспорить, а «экуменизм № 10» и вовсе противоречит вере во Христа, ибо является замаскированным синкретизмом. В общем, это и есть главный вызов православию со стороны «экуменического сознания» – когда «диалог религий трансформируется в религию диалога». Гневной отповедью «экуменическому равнодушию» и «всеядности» звучит вторая глава кураевской книги. Три главы специально посвящены взаимоотношениям православия и католичества, не обойден вниманием автора и спор о filioque (католический догмат об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. – «НГР»). Пожалуй, только эта глава требует от читателя специальной богословской подготовки.

Главная опасность для читателя Кураева вот в чем. Превосходный «ликбез» от одного из лучших популяризаторов православной традиции дается с бесплатным, но обязательным приложением в виде собственных пристрастных убеждений, житейского опыта, любимых поэтов Серебряного века. Купив одно, будьте добры получить и другое. Конечно, право на субъективность есть у каждого, и автор им пользуется вовсю. Но читатели кураевских текстов рискуют поделиться на «почитателей», полностью отказавшихся от их критического восприятия, и «буквоедов», которые придираются ко всем вихреобразным полемическим пассажам автора, забывая о том, что Кураев любит и пошутить, и помифотворствовать. Его тексты вообще нужно проверять не на факты (с ними автор обращается скрупулезно, хотя и не всегда объективно), а на мифы.

Впрочем, один миф другому рознь. Вышедший из среды советской интеллигенции, Кураев камня на камне не оставляет от ее нехристианской мифологии. В этой связи интересна глава о протоиерее Александре Мене, которого Кураев считает «потерявшимся миссионером» – слишком много «работал на публику», был, в частности, терпимым к «оккультным идеям»... Попутно разоблачаются и мифы, связанные с экуменизмом. Почитаешь Кураева – и кажется, что дела экуменического движение совсем плохи, но нет, оказывается не совсем. Здесь автор проявляет недюжинную гибкость. Он и защищает идеи экуменизма от более непримиримо настроенных православных богословов, и нападает на экуменическую мифологию. Нужно стремиться не к «всепримирению», а к более четкому разъяснению вероучительных границ... Не к навязыванию сверху обязательной «толерантности», а к сохранению собственной религиозной идентичности...

Не вина Кураева в том, что экуменическое движение во многом потеряло внутреннюю динамику и все чаще с разных сторон подвергается критическим обстрелам. Эта книга – тоже попытка критического анализа экуменизма, попытка пристально (но вовсе не уничижительно) взглянуть на это явление. Наверное, не следует упрекать автора в том, что он изучает его сквозь свои собственные очки – круглые, а не прямоугольные или трапециевидные.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
656
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2384
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1587
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1213

Другие новости