Рэймонд Браун. Введение в Новый Завет. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. – Т. 1, 440 с.; т. 2, 561 с.
Скажем сразу, что патер Браун – не герой рассказов Честертона, а известный католический богослов и священник, крупнейший специалист по Новому Завету. «Введение в Новый Завет» Рэймонда Брауна только что появилось на русском языке – через 10 лет после кончины автора.
Имя священника Рэймонда Брауна (1928–1998) хорошо известно всякому, кто изучает Новый Завет в богословских учебных заведениях. В англоязычной среде оно известно также многим, кто так или иначе интересуется библеистикой. Связано это с тем, что, завершив образование в Католическом университете в Вашингтоне и удостоившись степени доктора богословия в семинарии св. Девы Марии в Балтиморе в 1951 году, 23-летний Браун связал свою жизнь с Обществом св. Сульпиция – католическим орденом священников-проповедников. Дальнейшая его ученая карьера была связана не только с написанием обширных трудов, последним из которых стало рассматриваемое «Введение», но и с проведением множества реколлекций (духовных размышлений на темы Священного Писания), результатом чего стали десятки популярных брошюр, интерес к которым в США и за их пределами стали проявлять не только католики.
В 2002 году Библейско-богословский институт св. апостола Андрея выпустил на русском языке две из них, представившиеся наиболее интересными: «Беседы с евангелистом Иоанном» и «Читая Евангелия с Церковью».
Свою последнюю обширную книгу, которая теперь стала доступной русскоязычному читателю, Браун писал, будучи смертельно больным, тем самым подводя итог как своим трудам, так и достижениям в области изучения Нового Завета, с которыми наука и христианская мысль подошли к концу ХХ века. Для самого же отца Рэймонда его труды были прежде всего свидетельством о его вере в Христа и в Воскресение, что и побуждало его трудится как ученого и проповедника до конца своих дней.
Рассматриваемое «Введение» состоит из четырех частей. Первая включает вводный материал, среди которого особый интерес и ценность представляют главы, посвященные социально-политическим и религиозно-философским воззрениям новозаветных времен. Вторая часть называется «Евангелия и связанные с ними книги». Такое название определятся тем, что Евангелие от Луки и книга Деяний Апостолов рассматриваются Брауном как одно произведение, поскольку именно так оно мыслилось евангелистом-дееписателем. Точно так же, как один литературный корпус, Браун рассматривает в этой главе Евангелие и послания Иоанна. Что касается синоптических Евангелий и книги Деяний, то читатель найдет здесь добротное изложение сложившейся в XIX–XX веках картины их происхождения и идейных особенностей.
Другое дело – корпус Иоанна, крупнейшим исследователем которого в последней трети ХХ века был признан Рэймонд Браун. Спустя три с лишним десятилетия после выхода своего комментария на Евангелие от Иоанна автор считает нужным провести ревизию сложившихся в науке представлений как на фигуру ученика, которого любил Иисус, так и на обстоятельства деятельности его литературного круга, или школы.
Третья часть, посвященная посланиям апостола Павла, весьма интересна своими разделами, рассматривающими жизнь и богословские воззрения еврейского учителя, ставшего апостолом язычников. В четвертой части содержатся сведения о Послании к Евреям, Соборных посланиях (кроме Иоанновых) и об Откровении Иоанна. Читатель здесь, так же как в других разделах книги, может почерпнуть современные научные представления, связанные с происхождением и композицией указанных книг. Также интересны завершающие книгу приложения, первое из которых посвящено теме поиска «исторического Иисуса», а второе – иудейским и христианским сочинениям, имеющим отношение к Новому Завету.
В заключение необходимо отметить, что, хотя эта книга получила высокую оценку среди ученых, адресована она не столько им, сколько всем, кто интересуется Новым Заветом, и прежде всего студентам, изучающим его в духовных семинариях или в светских вузах.