Интерес к истории Русской Православной Церкви в настоящее время получил новое качество, перестав быть уделом узкого круга специалистов. Ежегодно выходят тома «Православной энциклопедии», издается много новой литературы по истории Церкви, вводятся в оборот новые доступные источники. В России уже более 10 лет существует специализированный журнал «Церковно-исторический вестник», ставший первопроходцем в этой области. Корреспондент «НГ-религий» побеседовал с его редактором и руководителем издательства Крутицкого Патриаршего подворья в Москве священником Ильей Соловьевым.
– Что представляет собой сегодня Крутицкое подворье, как и когда возникло его издательство? Каких представителей церковной исторической науки вы публикуете?
– Вот уже 17 лет Крутицкое Патриаршее подворье в Москве является молодежным центром Русской Православной Церкви. С 1991 по 2000 год здесь располагалось Всецерковное молодежное движение, ныне преобразованное в Синодальный Отдел по делам молодежи Московского Патриархата, который возглавляет архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев). С самого начала при нем был создан издательский отдел, вскоре переименованный в издательство Крутицкого Патриаршего подворья.
Наше издательство старалось отойти от простой перепечатки репринтом книг, вышедших в XIX – начале XX веков, хотя в 1990-х годах это было господствующим направлением в церковном книгоиздательстве. Мы всегда отдавали предпочтение изданию книг с современной орфографией, так как адресовали эти книги нашим современникам. В те годы, как многие помнят, в нашей стране существовал «книжный голод». В первую очередь не хватало, конечно, духовной литературы, издание которой в годы советской власти было фактически приостановлено.
В самом начале нашей работы, в 1991 году, мы основали серию «Материалы по истории Церкви» и в следующем году выпустили в ее рамках первую книгу. Это было исследование митрополита Гедеона (Докукина) по истории христианства на Северном Кавказе. С тех пор до сегодняшнего дня в серии вышло 42 тома. Это были сочинения классиков церковно-исторической науки. Мы рады, что именно в нашей серии впервые после десятилетий забвения были переизданы труды академика Евгения Голубинского (прежде всего его «История Русской Церкви»), профессоров Петра Знаменского, Александра Доброклонского, историков Павла Малицкого и протоиерея Петра Смирнова. Вместе с этим нами был издан целый ряд важнейших источников по новейшей истории Русской Церкви как, например, мемуары митрополита Евлогия (Георгиевского) и бывшего протопресвитера армии и флота Георгия Шавельского. Эти книги выходили в свое время за границей, но в нашей стране за «железным занавесом» они были мало известны. Кстати, тиражи наших переизданий существенно превосходили зарубежные и были по сегодняшним меркам весьма значительными. Воспоминания митрополита Евлогия были, например, отпечатаны тиражом 25 тысяч экземпляров, а книга протоиерея Сергия Гаккеля о монахине Марии (Скобцовой) – тиражом 50 тысяч экземпляров.
Помимо переизданий существующих источников уже в то время началась публикация новых. Впервые были изданы мемуары митрополита Нестора (Анисимова), протопресвитера Василия Зеньковского, воспоминания о Соборе 1917–1918 годов протоиерея Георгия Голубцова и протопресвитера Николая Любимова, записки соловецкого узника архимандрита Феодосия (Алмазова) и других.
В рамках нашей серии также впервые в России были изданы книги церковных историков советского времени – Анатолия Левитина-Краснова и Вадима Шаврова, Льва Регельсона, протоиерея Владимира Рожкова, – отчасти уже в те годы известные церковным людям по зарубежным изданиям. К началу ХХI века стали появляться и серьезные научные исследования современных отечественных авторов, некоторые из которых увидели свет в нашей серии. Это книги Михаила Шкаровского, Сергея Римского, Анатолия Кашеварова, священников Валерия Лавринова из Екатеринбурга, Димитрия Шиленка из Белоруссии, молодого талантливого историка Андрея Митрофанова. Двое из вышеназванных авторов за свои исследования, изданные в рамках нашей серии, были удостоены премии имени митрополита Макария (Булгакова).
– В вашей издательской деятельности уже много лет принимает участие «Общество любителей церковной истории». Расскажите, пожалуйста, о его работе.
– «Общество любителей церковной истории» было образовано ровно 10 лет назад и в том же 1998 году получило надлежащую государственную регистрацию. Костяк общества составили лица, в разные годы входившие в редакционную коллегию нашей церковно-исторической серии. Среди них были и иностранные ученые, занимающиеся историей России и Русской Православной Церкви. Это профессоры Дмитрий Поспеловский (Канада), Дмитрий Шаховской (Институт св. Сергия в Париже), Гюнтер Шульц (Германия), Эрих Бринер (Швейцария), а также отечественные историки – Сергей Фирсов, Александр Полунов, Модест Колеров, Валентин Никитин, представители духовных школ Московского Патриархата – протоиерей Георгий Митрофанов, Наталия Кривошеева и другие. Председателем общества является протоиерей Валентин Чаплин.
В 1990-е годы на Крутицком подворье общество организовывало церковно-исторические вечера, встречи с современными церковными историками, на которых происходило обсуждение тех или иных научных проблем. Зачастую эти вечера проводились с участием студентов во вместительном читальном зале библиотеки Крутицкого подворья, где благодаря помощи Общества был создан довольно существенный церковно-исторический отдел. В настоящее время помещение библиотеки, увы, находится на затянувшейся реконструкции. Бывали и просто встречи церковных историков за чашкой чая. Это было живое и непринужденное общение специалистов. К сожалению, в последние годы такие встречи стали очень редким явлением.
– Вы редактируете «Церковно-исторический вестник» – специализированный журнал по церковной истории. Чем он отличается от обычного исторического журнала?
– Наш «Вестник» выходит в свет с 1998 года, и в этом году он также отмечает свой десятилетний юбилей. Это – первый в России специализированный журнал по церковной истории, такого журнала не было даже до революции. На сегодняшний день это уже не единственный, хотя и старейший в России церковно-исторический журнал.
В каждом номере журнала есть рубрика «Публикация документов». Это очень важный раздел, без которого журнал много потеряет. В разделе «Статьи, научные сообщения и заметки» публикуются статьи современных исследователей как из нашей страны, так и из-за рубежа. Некоторые номера журнала имеют свою главную тему, например посвящены истории церковных разделений за рубежом и т.д. В одном из предстоящих номеров предполагается публикация интересных записок «красного игумена», как его тогда называли, – чекиста Евгения Тучкова, который руководил надзором советских карательных органов за Церковью в первые годы советской власти.
К сожалению, из-за финансовых трудностей наш журнал выходит в последнее время нерегулярно, но тем не менее он имеет устойчивый круг своих читателей, в научных изданиях на него часто ссылаются. Мы надеемся, что наш «Вестник» не погибнет в волнах современной жизни, ведь в книгоиздательстве, как это ни прискорбно, все более определяющую роль играет исключительно финансовая сторона дела.
– Что в целом можно сказать о современном состоянии церковно-исторической науки?
– Последние полтора десятилетия стали временем постепенного возрождения церковно-исторической науки в нашей стране. Я связываю это прежде всего с возможностью использовать ранее закрытые для историков Церкви архивные материалы. Доступ к источникам, их введение в научный оборот – вот важнейшее условие развития исторической науки в целом и церковной истории в частности.
Еще одним очень важным условием развития церковной науки является свобода научного исследования, научного творчества. Цензура и необдуманные запреты наносят вред исследовательской работе, делают ее ущербной. Если говорить о студенческих работах, дипломах, наконец, о диссертациях, то здесь вместо цензуры должно иметь место научное руководство, помощь настоящего специалиста своего дела. Для этого, конечно, необходимо иметь таких специалистов, более того, нужно иметь научную школу. К сожалению, как мне кажется, настоящая церковно-историческая школа в нашей стране еще не сформировалась. Это дело времени.
Еще бoльшим, чем цензура, препятствием для развития церковной истории может стать «идеологизированность», которую нельзя путать с «конфессиональностью», то есть с конфессиональной принадлежностью исследователя. Идеологизированность есть заданная субъективность, стремление подчинить результаты исследования какой-либо заданной извне концепции, например тем или иным политическим взглядам или даже каким-либо соображениям «церковной политики» и, если угодно, по-своему понимаемой «церковной пользы». Получается, что сторонники монархии пишут историю по-своему, а ее противники истолковывают факты наоборот. Может быть, ради создания лубочного образа того или иного церковного деятеля историка принуждают опускать неудобные факты из его биографии. Особенно это относится к церковным деятелям новейшего периода. Это тоже можно назвать «идеологизированностью». По моему мнению, историк Церкви не должен бояться говорить правду и освещать в своих работах даже «неудобные» факты. Ведь правда принадлежит Богу, а ложь – дьяволу. В конечном счете до правды все равно рано или поздно докопаются другие исследователи. Умолчание, передергивания фактов и, конечно же, прямая ложь будут изобличены, и вместе с этим будут изобличены и историки, такую ложь допустившие. Если это будут конфессиональные историки, то подобного рода разоблачения нанесут ущерб и самой Церкви, введут кого-то в соблазн. Поэтому лучше не писать ничего, чем идеологизировать историю Церкви.