Архиепископ Марсель Лефевр. Они предали Его: От либерализма к отступничеству. – СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2007. – 350 с.
Диссидент в современной Католической Церкви – не обязательно «левак», теолог освобождения, борец с целибатом, пламенный священник-революционер с автоматом. Ныне покойный архиепископ Марсель Лефевр – тоже самый что ни на есть диссидент. Противник реформ II Ватиканского Собора (1962–1965 годы), критик нововведений, экуменизма, новой послесоборной мессы, не пошедший на компромисс с Ватиканом, рукоположивший в конце 80-х без санкции Святого Престола четверых епископов и отлученный за это от Церкви. Яркая биография! В прошлом году на русском языке вышел перевод его книги «Они предали Его: От либерализма к отступничеству».
Марсель Лефевр (на мой взгляд) достоин уважения. Хотя бы по причине своей неконъюнктурности. Легко быть консерватором, находясь в «мейнстриме», вкусно есть и сладко спать в окружении точно таких же консерваторов. Куда сложнее, будучи консерватором, идти против течения. Если внутренне содрогаешься при виде всего нового и непонятного – признай это, будь честен, если не можешь измениться. В чем нельзя обвинить Лефевра, так это в двуличии. Другое дело, что принимать его идеи сегодня можно, лишь будучи неофитом с «пионерским задором», с «огнем большевистским в груди», стремящимся воплотить в жизнь идеи «радикального католицизма».
Сочинения Лефевра наглядно демонстрируют особенности ультраконсервативного мышления. У Церкви, по его мнению, не может быть никаких объективных предпосылок к изменениям. За ними всегда должна стоять какая-нибудь «маленькая, противная и очень активная либеральная группка». II Ватиканский Собор не состоялся бы, если бы его не запланировала еще в XIX веке «масонская секта». На Соборе «либеральная клика» захватила комиссии (читай: «мосты и телеграф»!), «завалила делегатов бесчисленными документами», а 250 доблестных епископов-консерваторов смогли лишь слегка подправить конечные резолюции. Масоны и либералы победили поборников незамутненной веры! При чтении этих строк вспоминается фото, вывешенное на одном из традиционалистских католических сайтов: Папа Римский Иоанн XXIII в окружении каких-то серьезных мужчин. Подпись: «Папа на собрании португальской масонской ложи».
Показательна приведенная в книге беседа Лефевра с монсеньором Марчони, папским нунцием в Берне. Лефевр говорит Марчони о том, что решения Собора противоречат «тому, чему учили Римские Папы», что царство Божие на земле при таком раскладе не построишь. Нунций ему отвечает, что никакого царства в настоящий момент построить и не удастся, что сегодня оно «заключено в отдельных людях», что Церковь «должна открыться массам». Лефевр снова наседает на него, теперь уже с энцикликой «Quas primas» («В первом письме») Папы Пия XI, выпущенной в 1925 году. Речь в ней идет как раз о «царстве Христовом» на земле. Марчони Лефевру в ответ: «Да, но теперь бы Папа не написал этого». Мол, времена изменились и не стоит смешивать политику и религию. Лефевр делает вывод: нунций «больше не верит». То есть все верующие должны думать одинаково консервативно.
Текст архиепископа-традиционалиста довольно монотонен. Более трехсот страниц, а мысль одна и та же: либеральный католицизм «смертельно опасен», II Ватиканский Собор – ошибка, все его решения – зло. В том числе и поддержка свободы прессы, вероисповедания и образования.
Полагаю, книга Лефевра может показаться понятной и даже во многом понравиться нашим «православным почвенникам», записным борцам с либерализмом – как религиозным, так и политическим. (Похоже, это во многом объясняет, почему она появилась в русском переводе!) Французский архиепископ-традиционалист с завидным постоянством набрасывается в своей книге на деятелей французского Просвещения: дескать, все зло пошло от них. Однако что нам французские консерваторы, у нас и своих ультраортодоксов достаточно. Посетишь наши околоцерковные круглые столы – а там звучат все те же имена «зловредных» Вольтера и Дидро, «лишивших в одночасье христианскую Европу Бога». Верно зря Екатерина Великая с «Вольтеркой» переписывалась, не разглядела ворога... надо было на него Суворова через Альпы послать!
Мне приходилось читать и другие статьи и проповеди публикации Марселя Лефевра. Там речь шла в основном о «великой печали» католиков-традиционалистов – фактическом упразднении старой латинской мессы, а вместе с ней и других памятников «Великого Средневековья». Когда традиционалисты пишут о литургии, о латинском языке, о грегорианском пении, которые им дороги, их позиция, в общем, вызывает сочувствие. Когда же звучат их требования повернуть время вспять, о сочувствии говорить уже не приходится, можно говорить лишь о сожалении, точнее о жалости, как будто стоишь у постели больного!