Ганс Кюнг. Начало всех вещей: Естествознание и религия. М.: ББИ, 2007. – 250 с.
Имя Ганса Кюнга хорошо известно всем, кто серьезно интересуется вопросом отношений науки и религии. Его огромная эрудиция, интеллектуальная честность и желание без конъюнктурных соображений подойти к этому сложному и важному вопросу, от решения которого во многом зависят мировоззрение и смысл деятельности человека, давно привлекают к его книгам внимание читателей. Недавно Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея выпустил книгу Ганса Кюнга «Начало всех вещей: Естествознание и религия».
Издание этого сочинения в России может способствовать прояснению мыслей у многих желающих понять, как может современный человек искренне сохранять глубокую христианскую веру в эпоху, когда кажется, что достижения науки принуждают «мыслящих людей» отказаться от того, во что верили их предки на протяжении веков. С другой стороны, возможно (хотя надежда на это и не очень велика), эта книга поможет также прийти «в разум истины» тем верующим, которые введены в соблазн тезисом «Дарвин сказал, что человек произошел от обезьяны», хотя, конечно, Дарвин подобной глупости никогда не высказывал.
В постсоветском обществе можно видеть, как сталкиваются два невежества, не имеющих ни желания, ни силы понять, что как наука, так и религия имеют глубокие исторические и серьезные мировоззренческие основания. Наивное невежество «технарей» (вспомним письмо 10 академиков президенту РФ по поводу «клерикализации») сталкивается с не менее агрессивным невежеством «православных креационистов», готовых отвергать все научное миропонимание как творение «лжеименного разума». Книга Кюнга «Начало всех вещей» – это прежде всего демонстрация уважения серьезного богослова к науке.
Кюнг очень ясно говорит о том, что удивительно точная «подгонка» мировых констант – скорости света, заряда электрона, постоянной Планка – отнюдь не является «доказательством» бытия Творца, четко различая категории строгого доказательства и свидетельства. При этом он приводит слова известного французского математика Анри Вейля: «Бог существует, потому что математика непротиворечива, а дьявол – потому, что непротиворечивость надо доказать», а также ссылается на замечательного естествоиспытателя Джона Скотта Холдейна, считавшего, что «универсум не только представляется причудливым, он более причудлив, чем мы можем себе представить».
Атеист, конечно, имеет логическое право не верить в Бога, но он обязан отдавать себе отчет в тех выводах, которые вытекают из его неверия, – по сути, одной из самых жестоких религий, продемонстрировавшей свои плоды в XX столетии. Кюнг с полной определенностью дает понять атеисту, что его позиция покоится не на «научных основаниях», а на личном выборе, как и позиция верующего человека.
Вызывает восхищение эрудиция Кюнга, глубоко знающего и тексты Отцов Церкви, и историю философии, и богословские труды. Он охотно пользуется консультациями физиков-теоретиков, математиков, биологов, нейрофизиологов и обладает прекрасным вкусом, ссылаясь на научные труды первосортных естествоиспытателей вне зависимости от их религиозной принадлежности. Кюнг показывает несостоятельность построений тех мыслителей, которые, подобно Фрэнсису Крику, удивляются тому, что открытие структуры ДНК не уменьшило число верующих в бога.
В книге «Начало всех вещей» Кюнг практически не касается собственно богословских вопросов – мы не найдем здесь обсуждения христологических, экклезиологических, мариологических или евхаристических проблем. Не затрагивает он ни острого вопроса о догматических различиях в христианских конфессиях, ни вопросов о взаимоотношении этих конфессий. Нет оснований сомневаться в том, что он глубоко разбирается в этих темах. Именно поэтому его мысль о необходимости взаимного понимания между людьми различных вер и народов, без которого невозможно надеяться на спасение человечества и всего мира, заслуживает глубокого уважения.
Хочется поздравить Ганса Кюнга с юбилеем – 19 марта 2008 года ему исполнилось 80 лет – и пожелать ему сил для продолжения работы на благо всего человечества.