Тощенко Ж.Т. Теократия: фантом или реальность?
– М.: Academia, 2007. – 664 с.
Член-корреспондент РАН Жан Терентьевич Тощенко уже не первый год руководит факультетом социологии Российского государственного гуманитарного университета. Сферы его интересов – социология труда, идеология, этносоциология и политическая социология. Специально о проблемах религии он прежде не писал. Однако в прошлом году он выпустил книгу «Теократия: фантом или реальность?» Это не случайно. В последнее время в Церкви все чаще жонглируют данными соцопросов, заявляя о своей общественной значимости. Социология стала занимать религиозных деятелей и лоббистов, и, словно в ответ, социологи начали пристальнее вглядываться в религиозную жизнь и взялись за перо. Тем более что угроза клерикализации общества беспокоит в России не только ученых-естественников.
Книга Тощенко – о «хождении религии во власть или заигрывании и использовании властью авторитета и влияния религии». Ученый дает проблему в двух срезах, скажем так, «историю» и «современность». Нужно сказать, что Тощенко трактует понятие «теократия» расширительно. Теократия у него – не только государственное устройство, при котором главой государства является духовное лицо (как учат нас школьные учебники). Это скорее тенденция к сращиванию религии и политической власти. Ситуация, когда религия становится государственной идеологией, когда церковный или околоцерковный истеблишмент раздает карты за политическим «столом», а власть обслуживает интересы религиозной номенклатуры. Теократия и клерикализм здесь – синонимы. С Жаном Тощенко наверняка поспорил бы митрополит Кирилл (Гундяев). Он то и дело подчеркивает, что никакого клерикализма в России нет. Клерикализм, по митрополиту Кириллу, – это когда церковный иерарх становится министром вроде Ришелье.
Охват у исследования Тощенко глобальный – как в плане времени (от шумеров до бен Ладена), так и в плане пространства (от США до берегов Индийского океана). Нас же в первую очередь интересует, «что же будет с Родиной и с нами». Все-таки теократия в России – фантом или реальность? Из книги Жана Тощенко получается, что пока еще фантом. По подсчетам экспертов, на которых ссылается социолог, клерикальных убеждений придерживаются лишь от 5 до 15% россиян. При этом Тощенко справедливо отмечает, что мотивы и ценностные ориентации у них различны. Его классификация клерикалов заслуживает внимания: ученый выделяет «воинствующих клерикалов», «пассивных клерикалов», «теократов-агрессоров», «теократов-идеологов», клерикальную интеллигенцию и тех, кто желает сделать на религии политический капитал (как, например, экс-депутат Госдумы РФ Александр Чуев). Очень интересная картина! Любопытствующие клерикалы могли бы открыть книгу и проверить, к какому типу они относятся. Как с темпераментами: холерик, сангвиник, меланхолик...
Однако в целом наша страна погружена в состояние «религиозной энтропии». Ссылаясь на данные социологических исследований, Тощенко пишет, что людей, считающих себя мусульманами и христианами, в России чуть ли не на 20% больше, чем... людей, утверждающих, что они верят в Бога! То есть человек, свидетельствующий, что он – православный, вполне может иметь в виду свою принадлежность к русскому этносу или культуре. Более того, как отмечает Тощенко, интенсивность религиозности у россиян снижается. Из 1600 человек, опрошенных в 2005 году Левада-Центром, раз в неделю причащаись лишь 1%. Остальные причащались реже или не причащались вовсе (последних 75%). Где ты, «православное большинство», о котором так часто говорит Церковь?
«Религиозный бум первых пореформенных лет проходит. Ситуация становится стабильней: приостановился рост числа людей, относящих себя к верующим. В этом плане религиозные организации исчерпали потенциал своего усиления», – пишет Жан Тощенко. Противники клерикализации могут облегченно вздохнуть и утереть пот со лба? Едва ли. Клерикалы берут не числом, а умением, точнее – активностью, сплоченностью, организованностью, принципиальностью. Они пользуются пассивностью «умеренных». Все это имеет место в сегодняшней России: и пассивность антиклерикальных сил, и напор клерикалов. Прочитаем названия глав книги Жана Тощенко: «Религиозная приватизация культуры», «Теократизация образования», «Клерикализация национальной идеологии». Ведь это – наша действительность, описанная научным языком!
Жан Тощенко написал добротную, интересную и во многом отрезвляющую книгу. Пожалуй, единственное, чего ей не хватает, – более тщательной редактуры. Увы, но это бич современного книгоиздательства гуманитарной научной литературы.