0
1751
Газета Печатное дело Интернет-версия

05.03.2008 00:00:00

Хождение религии во власть

Тэги: религия, книга, ученый


Тощенко Ж.Т. Теократия: фантом или реальность?
– М.: Academia, 2007. – 664 с.

Член-корреспондент РАН Жан Терентьевич Тощенко уже не первый год руководит факультетом социологии Российского государственного гуманитарного университета. Сферы его интересов – социология труда, идеология, этносоциология и политическая социология. Специально о проблемах религии он прежде не писал. Однако в прошлом году он выпустил книгу «Теократия: фантом или реальность?» Это не случайно. В последнее время в Церкви все чаще жонглируют данными соцопросов, заявляя о своей общественной значимости. Социология стала занимать религиозных деятелей и лоббистов, и, словно в ответ, социологи начали пристальнее вглядываться в религиозную жизнь и взялись за перо. Тем более что угроза клерикализации общества беспокоит в России не только ученых-естественников.

Книга Тощенко – о «хождении религии во власть или заигрывании и использовании властью авторитета и влияния религии». Ученый дает проблему в двух срезах, скажем так, «историю» и «современность». Нужно сказать, что Тощенко трактует понятие «теократия» расширительно. Теократия у него – не только государственное устройство, при котором главой государства является духовное лицо (как учат нас школьные учебники). Это скорее тенденция к сращиванию религии и политической власти. Ситуация, когда религия становится государственной идеологией, когда церковный или околоцерковный истеблишмент раздает карты за политическим «столом», а власть обслуживает интересы религиозной номенклатуры. Теократия и клерикализм здесь – синонимы. С Жаном Тощенко наверняка поспорил бы митрополит Кирилл (Гундяев). Он то и дело подчеркивает, что никакого клерикализма в России нет. Клерикализм, по митрополиту Кириллу, – это когда церковный иерарх становится министром вроде Ришелье.

Охват у исследования Тощенко глобальный – как в плане времени (от шумеров до бен Ладена), так и в плане пространства (от США до берегов Индийского океана). Нас же в первую очередь интересует, «что же будет с Родиной и с нами». Все-таки теократия в России – фантом или реальность? Из книги Жана Тощенко получается, что пока еще фантом. По подсчетам экспертов, на которых ссылается социолог, клерикальных убеждений придерживаются лишь от 5 до 15% россиян. При этом Тощенко справедливо отмечает, что мотивы и ценностные ориентации у них различны. Его классификация клерикалов заслуживает внимания: ученый выделяет «воинствующих клерикалов», «пассивных клерикалов», «теократов-агрессоров», «теократов-идеологов», клерикальную интеллигенцию и тех, кто желает сделать на религии политический капитал (как, например, экс-депутат Госдумы РФ Александр Чуев). Очень интересная картина! Любопытствующие клерикалы могли бы открыть книгу и проверить, к какому типу они относятся. Как с темпераментами: холерик, сангвиник, меланхолик...

Однако в целом наша страна погружена в состояние «религиозной энтропии». Ссылаясь на данные социологических исследований, Тощенко пишет, что людей, считающих себя мусульманами и христианами, в России чуть ли не на 20% больше, чем... людей, утверждающих, что они верят в Бога! То есть человек, свидетельствующий, что он – православный, вполне может иметь в виду свою принадлежность к русскому этносу или культуре. Более того, как отмечает Тощенко, интенсивность религиозности у россиян снижается. Из 1600 человек, опрошенных в 2005 году Левада-Центром, раз в неделю причащаись лишь 1%. Остальные причащались реже или не причащались вовсе (последних 75%). Где ты, «православное большинство», о котором так часто говорит Церковь?

«Религиозный бум первых пореформенных лет проходит. Ситуация становится стабильней: приостановился рост числа людей, относящих себя к верующим. В этом плане религиозные организации исчерпали потенциал своего усиления», – пишет Жан Тощенко. Противники клерикализации могут облегченно вздохнуть и утереть пот со лба? Едва ли. Клерикалы берут не числом, а умением, точнее – активностью, сплоченностью, организованностью, принципиальностью. Они пользуются пассивностью «умеренных». Все это имеет место в сегодняшней России: и пассивность антиклерикальных сил, и напор клерикалов. Прочитаем названия глав книги Жана Тощенко: «Религиозная приватизация культуры», «Теократизация образования», «Клерикализация национальной идеологии». Ведь это – наша действительность, описанная научным языком!

Жан Тощенко написал добротную, интересную и во многом отрезвляющую книгу. Пожалуй, единственное, чего ей не хватает, – более тщательной редактуры. Увы, но это бич современного книгоиздательства гуманитарной научной литературы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1763
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1105
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
804
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1086

Другие новости