Вестник РХД № 192. 2007. 416 с.
Старейший журнал русского зарубежья (издается с 1925 года) верен своей миссии – объединению диаспоры и метрополии, религиозному и культурному диалогу с Европой. Все эти темы есть и в текущем номере.
В статье главного редактора журнала Никиты Струве ставится под сомнение пафосность (но не ценность самого факта) объединения Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата. Во-первых, РПЦЗ представляет только четверть приходов русского зарубежья (10–20 тыс. человек). Ни Православная Церковь Америки, ни русские приходы Константинопольского Патриархата евхаристического общения с РПЦ не прекращали, а потому в подобном объединении не нуждаются. Как и собственно приходы МП за границей. Во-вторых, что мешало объединению после 1991 года и почему в этот период РПЦЗ в нарушение канонического права создавала в России параллельные юрисдикции?
Следует добавить к статье Струве, что объединительный акт избежал целого ряда концептуальных вопросов. Например, с унификацией святых. Так, РПЦЗ считает святыми всех «живот свой в борьбе с безбожным коммунизмом положивших». Да и с уже канонизированными есть вопросы. Например, в РПЦЗ причислены к лику святых Николай II, вся августейшая семья и слуги, принявшие с последним государем мученический конец. В то время как МП от канонизации слуг воздержался.
Думается, что взаимное покаяние (например, за сотрудничество с коммунистической властью части МП и поддержку нацистов частью РПЦЗ) было бы более благотворно и благородно.
Из других материалов по религиозно-философской проблематике можно назвать ранее не публиковавшиеся работы протоиерея Александра Шмемана и Николая Бердяева.
В свое время еще американский славист и исследователь русской философии Николай Полторацкий выдвинул убедительную гипотезу, что философское наследие Бердяева образует законченную систему. Работа Николая Бердяева «Основы религиозной философии» вполне подтверждает подобное мнение. В ней он, по сути, излагает целостное видение собственной философии.
Интересна статья Ирины Борщ «Протоиерей Сергий Булгаков как канонист». Анализируя малоизученный аспект творчества Булгакова – его построения в области церковно-правовой мысли, Борщ видит отождествление в творчестве философа идеи объективного права и объективной реальности. Слабость подобной позиции заключается в невольном отрицании субъективного права (то есть свободы личности), о которой много писал, в том числе и в упомянутой работе, Бердяев.
Из литературного отдела журнала следует упомянуть стихотворения из цикла «Евразийское» поэта, лауреата премии Солженицына Юрия Кублановского, а также переписку Бориса Зайцева, Натальи Соллогуб со священником Павлом Грибановским. Темы переписки связаны с программными сочинениями писателя «Дальним краем», «Путниками» и «Голубой звездой».
Диалог с европейской культурой представлен фрагментом перевода мистерии Шарля Пеги «Врата, вводящие в таинство второй добродетели», а также с главой из книги теолога и философа Симоны Вейль «Тяжесть и благодать» (полностью работа скоро выйдет в издательстве «Русский путь», издающем и «Вестник»). Своим творчеством Вейль продолжила традицию философа и писателя Блеза Паскаля.
А вообще объединяться хорошо. Особенно с добродетелью. Вот только чаще получается как-то как всегда. Или как у всех. А «Вестник» это не рекомендует. И это правильно.