Ислам – иудаизм: Перспективы диалога и сотрудничества.
– М., 2007. – 80 с.
Предлагаемый читателю сборник материалов межрелигиозного форума, состоявшегося 15 июня 2006 года в Москве, призван засвидетельствовать, что диалог между исламом и
иудаизмом в нашей стране если и не развивается семимильными шагами, то, во всяком случае, он есть и в него вовлечены многие известные представители еврейской диаспоры и мусульманского сообщества России. Восьмидесятистраничная брошюра, изданная при поддержке Совета муфтиев России (СМР) и Евро-Азиатского Еврейского Конгресса (ЕАЕК), составлена из речей делегатов форума, о котором «НГР» уже писали (см. № 10 от 21.06.06). Большая часть выступлений имеет характер дружеских приветствий. Это скорее прелюдия к диалогу, чем обмен мнениями по существу. На общем фоне выделяются объемные выступления главы СМР муфтия Равиля Гайнутдина (отметившего среди прочего, что «у исламофобии и антисемитизма одни корни»), шейха Фарида Асадуллина, давшего обширный экскурс в историю взаимоотношений между исламом и иудаизмом вообще, и генсека ЕАЕК Михаила Членова, охарактеризовавшего эти взаимоотношения в современной России.
«Между мусульманством и еврейством в нашей подснежной зоне Евразии нет тяжелых противоречий, – считает Членов. – Мы не спорим за землю, за власть и даже за капитал». Сходные мысли о том, что в России между мусульманами и иудеями «все хорошо» – в отличие от ситуации на Ближнем Востоке, – неоднократно высказывали и другие участники конференции. О «влиянии внешних факторов, исходящих из Ближневосточного региона», говорил и муфтий Равиль Гайнутдин. Однако в трактовке палестино-израильского конфликта стороны ожидаемо разошлись. Если Гайнутдин считает, что конфронтация происходит «по вине противников справедливого урегулирования палестинской проблемы», то Михаил Членов возлагает ответственность на «противников мирного урегулирования и признания права Израиля на существование».
Полыхнув на секунду, пламя «конфликта цивилизаций» (какой нынче межрелигиозный форум без ссылки на Сэмуэля Хантингтона!) погасло в воде обтекаемых формулировок. Ведь мы-то в России, где мусульманам и иудеям делить особо нечего – вот бесхитростная основа для данного диалога. Более того, потомки Авраама на территории современной РФ «жили как добрые соседи еще со времен Хазарского каганата, а то и раньше» (Равиль Гайнутдин). Так что если хантингтоновское «столкновение цивилизаций» и имеет место в нашей стране, то не по линии «ислам – иудаизм».
Богословские предпосылки к диалогу между исламом и иудаизмом попробовал очертить в своем выступлении Фарид Асадуллин. Он сравнил «философию диалога» еврейского философа Мартина Бубера и теорию о «всеохватности Божьей милости» татарского богослова Мусы Бигиева. Также Асадуллин отметил вклад российских евреев в академическую арабистику и задался вопросом, почему среди российских мусульман знатоков еврейской традиции гораздо меньше. «Мусульмано-иудейский диалог имеет не только узкопрофессиональное или богословское измерение. Он своеобразно преломляется в судьбах наших современников», – заключил Фарид Асадуллин.
Действительно, богословы могут сколько угодно спорить между собой, находя общее и указывая на различия в священных текстах ислама и иудаизма. При этом важнейшим уровнем диалога остается бытовой, семейный, дворовый. Межрелигиозный брак – тоже форма диалога, который не нуждается в специальных форумах и дорогостоящих конференциях, потому что происходит постоянно и является неуловимой частью нашей повседневности.