А. Кураев, диакон. Культурология православия: Готова ли школа к новому предмету? – М.: Грифон, 2007. – 272 с.
Написать емкую рецензию на книгу дьякона Андрея Кураева, которая бы разместилась на четверти газетной полосы, почти невозможно. Книга – сборник кураевских «программных выступлений» разных лет в СМИ. Все они посвящены проблемам, связанным с преподаванием «Основ православной культуры» (для краткости будем называть их ОПК) в общеобразовательных школах. Автор – известный православный миссионер, объездивший чуть ли не всю Россию со своими лекциями, за что провинциальные журналисты, пишущие для епархиальных сайтов Русской Православной Церкви, частенько называют его «самым выдающимся богословом современности», а острословы – «дьяконом всея Руси». Впрочем, дьякон Кураев и сам большой острослов. В первой же главе читаем: «В России нас таких двое (способных написать хороший учебник по «Основам православной культуры». – «НГР») – я и Григорий Остер. Если нас с Остером арестовать и посадить годика на два в доме творчества, то вместе мы, может, и напишем его...»
В этой книге Кураев прежде всего полемист. Он доказывает необходимость введения в школах ОПК, но у него своеобразное видение того, каким должен быть этот предмет. Кураеву оппонируют с разных сторон. Известна резкая реакция Аллы Бородиной на критику написанного ею учебника по ОПК со стороны Кураева (ей посвящена отдельная глава). Но основные полемические баталии ведутся со светскими противниками преподавания ОПК в государственной школе. С ними Кураев готов дискутировать долго и обстоятельно, находя все новые аргументы в защиту своей позиции и даже признавая в каких-то непринципиальных вещах правоту своих противников.
Единственное, чего не позволяет себе дьякон, так это оскорблений в адрес оппонента. Книга «Культурология православия» не является долгожданным учебником по ОПК «от Кураева» и вряд ли даже может быть использована как методическое пособие учителями. Но главное – книга задает тот высокий уровень культуры публичной дискуссии, который необходим, когда поборники высокой православной культуры и их противники начинают поливать грязью друг друга на глазах у изумленной публики. Спрашивается: неужели все эти крикливые люди придут в школы и станут учить детей чему-либо? На фоне иных «опэкаизаторов» дьякон Кураев – само смирение: «Христа ради – простите, Виталий Лазаревич, что мы вас так раздражили, что до «сволочей» довели. Но, может, пора спокойно поговорить?» Кстати, статья «Спор двух академий», из которой взята эта цитата, вошла и в другой сборник православной публицистики со вполне говорящим названием «Апология клерикализма».
Кураев, будучи умелым спорщиком, способен расположить к себе в конечном счете и самого академика Виталия Гинзбурга. Выясняется, что интеллигентность дьякона настолько высока (или соответствующий имидж так тщательно выстроен), что даже самый последовательный атеист и антиклерикал согласится отпустить своих детей на урок ОПК с условием, что его будет вести сам Кураев. Так дьякон переигрывает оппонентов: «Аргумент в стиле: «Вот если бы вы, отец Андрей, вели этот предмет, я бы своих детей послал в этот класс! Но вы один, а школ тысячи» – означает полную сдачу позиций оппонентом! Он означает, что идея «Основ православной культуры» хороша! Вопрос-то только в ее исполнителях!» И здесь Кураев по-своему прав. Мы хорошо видим, как виртуозно он владеет приемами публичной полемики.
Даже оправдываясь перед атеистом за поведение единомышленников, Кураев всегда остается в первую очередь пламенным проповедником, способным при случае бросить в лицо правительственному чиновнику: «Это ложь. Это просто ложь». Это уже из теледискуссии 2002 года между Андреем Кураевым, Алексеем Волиным и Анатолием Пчелинцевым по поводу того, позволяет ли законодательство преподавать религию в школе (приложение «Кто и как борется с православной культурой»). Фактически Кураев – между прочим, преподаватель МГУ им. Ломоносова – «завалил» чиновника Волина на незнании нюансов Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Но если ОПК преподавать можно и нужно, если «цели ясны, задачи определены», то почему же сам Кураев скрепя сердце констатирует: «Надо честно сказать, что сама Церковь не готова к тому, чтобы прийти в школу. У нас пока нет волшебно-педагогической палочки и универсально-эффективного учебника. Учить детей нужно по учебникам моей мечты. Их пока нет».
Ну на нет, как говорится, и суда нет. Зато есть масса пособий, недалеко ушедших от «учебника цвета зеленой скуки». И это безапелляционно преподносится как панацея от всех соблазнов молодежи и проблем переходного возраста. Называется – «духовно-нравственная культура». Один Кураев, как единственный воин в поле, ездит по городам и весям с занимательными лекциями, утоляя интеллектуальный голод для всех желающих. Но боюсь, если он все-таки напишет совместное с Григорием Остером пособие, церковно-государственной системе катехизации православного населения оно всерьез не понадобится.