А. Мраморнов Духовная семинария в России начала XX века. Кризис и возможности его преодоления (на саратовских материалах). – Саратов: Научная книга, 2007. – 436 с.
Чуть более года назад в печати вышла монография молодого историка Александра Мраморнова, посвященная одному из самых видных архиереев Российской Православной Церкви начала XX века – епископу Гермогену (Долганову). Рецензия на нее была опубликована в «НГР» (см. № 16 от 20.09.06). Этим летом автор выпустил новый труд, хотя и тесно связанный с предыдущим и выпущенный в той же серии тем же издательством, но посвященный самостоятельной проблеме – духовной семинарии начала XX века.
Впервые в церковно-исторической литературе исследователь ставит следующие вопросы: «В чем заключался кризис духовного образования эпохи революций, войн и первых политических партий?», «В чем были причины и особенности этого кризиса?», «Какие пути выхода из него были намечены в то время?» – и пытается ответить на них, основываясь на богатом материале, почерпнутом из архивов и периодической печати той эпохи. На страницах монографии разворачивается повседневная история саратовской семинарии со всеми положительными и отрицательными ее аспектами. Она как бы «вшита» в канву общероссийских проблем.
Автор показывает значение для семинарской жизни епископов, возглавлявших в начале XX века Саратовскую епархию, – Гермогена (Долганова), Алексия (Дородницына), Палладия (Добронравова). Читатель знакомится с преподавателями духовной семинарии, узнает как личностные характеристики наставников, которым посвящена отдельная глава книги, так и их биографические данные, собранные в специальном словарике в приложении к книге.
Фактически впервые в современной литературе в книге анализируется семинарский устав 1884 года, по которому средняя духовная школа жила вплоть до революции, а также разбираются материалы единственного в истории съезда преподавателей духовных семинарий и училищ, прошедшего в Москве в мае 1917 года. Показывается, как семинария выживала в условиях большевистского государства.
Поднимаемые в новой книге проблемы автор связывает и с проблемами наших дней (в тех случаях, когда он напрямую не пишет об актуальности разбираемых вопросов, он так выстраивает свое изложение, что читатель легко сам связывает материал с нашей эпохой). Так, более ста лет остро стоял вопрос о том, чем же все-таки должна заниматься «духовная школа» – «поставлять» для Церкви верных служителей или же давать среднее образование детям духовенства. На практике эти функции в начале XX века оказались уже совершенно несовместимыми в стенах одной школы. Как разрешить противоречие, знали, но не могли этого сделать из-за сложившейся системы взаимоотношений между Церковью и государством.
Не стоит ли задуматься нынешним властителям, как духовным, так и светским, что если ввести государственную аккредитацию нынешних духовных семинарий, то их выпускники смогут свободно уходить из них, но служить будут не Церкви, а государственным или частным структурам? Исторический опыт говорит о том, что такой сценарий наиболее вероятен. Выгоден ли он Церкви и государству? Церковь вполне может получить «утечку мозгов», а государство – большое количество ненужных ему специалистов. Такой ответ подсказывают, в частности, рассмотренные в новой книге Александра Мраморнова проблемы семинарской истории.
Наконец, нельзя не упомянуть о документальном приложении к основному тексту монографии, которое по своему объему составляет половину книги. Оно будет полезно очень многим: начиная от студентов и преподавателей как светских, так и духовных учебных заведений и заканчивая аналитиками.