0
37609
Газета Печатное дело Интернет-версия

16.01.2008 00:00:00

«Мне Рабинович напел»

Александр Игнатенко

Об авторе: Александр Александрович Игнатенко - доктор философских наук, исламовед, президент Института религии и политики.

Тэги: михайлов, пора понимать коран


Ю. Михайлов. Пора понимать Коран. Издание второе, исправленное и дополненное. – М.: Ладомир, 2007. – 236 с.

Есть такой анекдот. Разговаривают двое приятелей. «Вот все говорят: «Карузо! Карузо!» А я послушал – так ничего особенного» – «Вы слышали Карузо?!» – «Нет. Мне Рабинович напел».

Анекдот вспомнился, когда я взял в руки книгу Юрия Михайлова «Пора понимать Коран». Это уже второе издание книги – первое увидело свет в 2006 году. Автор, замечу, не мусульманин, не улем (исламский ученый, знаток ислама). Более того, он не исламовед, не арабист, не востоковед и вообще не гуманитарий. Он просто главный редактор издательства, выпустившего книгу. Это значит, что все рассуждения автора о Коране (который «пора понимать») основываются на сведениях из вторых, а то и третьих рук.

Первое, необходимое (но вовсе не достаточное!) условие для того, чтобы что-то более или менее адекватное сказать о Коране, – это знание арабского языка. Автор языка не знает. А следовательно, не может знать предмета, о котором рассуждает, и в своей книге неизбежно деформирует Коран и ислам. Читать книгу – бессмысленное занятие и бесполезная трата времени и сил.

Для справки: если у кого-то есть желание приблизиться к пониманию Корана, пусть разыщет книгу Ефима Резвана «Коран и его мир» (СПб.: Петербургское востоковедение, 2001). А наиболее близкий к оригиналу перевод Корана на русский язык – это перевод ныне покойного академика Академии наук СССР Игнатия Крачковского.

У нашего «карузо», который и сам-то поет с чужих голосов, целых три «рабиновича». Это авторы предисловия Виталий Наумкин и Вениамин Попов, а также автор вступительной статьи Максим Шевченко. Что же они «напели»? Примерно следующее: достаточно быть русским и к тому же православным, чтобы понять Коран и всем разъяснить его высокогуманный смысл. «Русский человек, сформировавшийся в традициях православной культуры», сумел «ярко продемонстрировать заложенные в исламе созидательные, конструктивные, гуманистические аспекты», – пишут Наумкин и Попов. Более того, он взялся разъяснить смысл Корана мусульманам, которые вряд ли воспримут как адекватные рассуждения непрофессионала, который не может не исказить образ ислама по вполне понятной причине – он просто-напросто не знает, о чем говорит.

«Результат получился более чем любопытный – я уверен, что из мусульман лишь немногие┘ смогут оценить и принять результаты огромной работы Юрия Михайлова», – пишет Максим Шевченко. Защиту непрофессионального подхода от возможной критики он осуществляет через априорное обвинение в исламофобии (и заодно – в целом ряде «политически актуальных» грехов) всех тех, кто возьмет на себя труд познакомиться с «михайловскими размышлениями над Кораном». «Я с удовольствием представляю лица записных исламофобов – русских националистов, сионистов и сторонников «открытого гражданского общества», всегда почему-то оказывающихся в последнее время в одной политической лодке. Они возьмут в руки эту книгу и (уверен!) с карандашом в руках внимательно ее проштудируют для написания своих публичных доносов под видом «аналитических статей», главным содержанием которых являются призывы к властям «расправиться и запретить», – утверждает автор вступительной статьи.

Однако в России есть свобода слова, и никто не рвется «расправиться и запретить». Книга спокойно пылится на полках книжных магазинов. Есть одно конкретное предложение – возможных критиков Юрия Михайлова (если кому-то придет в голову прочесть книгу) называть «профанофобами» или, на худой конец, «михайловофобами» и оставить в покое ислам!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
1474
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
1392
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
1311
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
1241

Другие новости