Гуайта Дж. Шейх Файез эль-Гусейн о геноциде армян: Ислам непричастен к их деяниям. – М., Изд-во ФАМ, 2007, 360 с.
В этой книге итальянский писатель Джованни Гуайта вновь обращается к теме геноцида армян в Османской империи. 11 сентября во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы в Москве была представлена изданная под редакцией Гуайты книга шейха Файеза эль-Гусейна «Резня в Армении», которую он написал в 1916 году в Бомбее на арабском языке. С тех пор эта книга неоднократно была издана на армянском, английском, немецком, французском и итальянском языках. Теперь у читателей есть возможность ознакомиться с нею на русском.
Файез эль-Гусейн, арабский бедуин родом из Сирии, был юристом по профессии, служил супрефектом в одном из вилайетов (районов) Османской империи, а затем был адвокатом в Дамаске. В разгар уничтожения и депортации армян в безлюдные пустыни Сирии и Месопотамии в 1915 году турецкие власти арестовали Файеза эль-Гусейна как борца за независимость арабов и приговорили его к ссылке в Эрзерум.
Во время длительного путешествия к месту ссылки под турецким конвоем Гусейн стал невольным очевидцем тех зверств, которым подвергались депортированные армяне. Остановка на несколько месяцев в Диарбекире позволила дамасскому адвокату узнать о многих подробностях геноцида от выживших армян, от их арабских и турецких друзей и даже от самих исполнителей насилия – турок и курдов. К счастью, Гусейну удалось бежать в Басру, которую тогда уже контролировали англичане.
Уничтожение людей в ходе геноцида 1915–1916 годов осуществлялось в первую очередь по этническому, а не по религиозному признаку. Однако христиане в этой ситуации были наиболее уязвимы, поскольку власти и подчинявшиеся им мусульманские духовные лидеры легко подогревали ненависть толпы, которая грабила и убивала «неверных», поджигала церкви, уничтожала бесценные памятники древней армянской архитектуры и письменности.
«Избиение распространилось на протестантов, халдеев и сирийцев, – вспоминал Файез эль-Гусейн. – Членов этих общин истребили полностью. В Диарбекире не осталось ни одного протестанта, были уничтожены 80 семей, принадлежащих к сирийской общине, и часть халдеев. Никому не удалось спастись┘ Позднее, когда был отдан приказ убивать только армян и не трогать членов других общин, правительство оставило последних в покое».
Главным образом во время геноцида пострадали армяне, принадлежавшие к Армянской Апостольской Церкви. Но истребления не избежали и армяно-католики, и армяне-протестанты, а также сирийцы и ассирийцы. Из примечания Джованни Гуайты можно узнать, что в 2001 году Римско-Католическая Церковь причислила к лику блаженных епископа Игнатия Малояна, который принял мученическую смерть в июне 1915 года вместе с четырьмя сотнями верующих.
Гуайта выступает как адвокат Файеза эль-Гусейна и его свидетельства. Итальянский автор посвятил целую главу взглядам тех турецких и иностранных историков, которые отрицают геноцид армян. Они, в частности, утверждают, что Файеза эль-Гусейна вообще не существовало, а его свидетельство – всего лишь фальсификация, сфабрикованная английскими спецслужбами. Подробно рассматривая аргументы Джастина Маккарти, одного из самых ярых отрицателей существования Файеза эль-Гусейна, Джованни Гуайта последовательно опровергает все его аргументы и убедительно показывает их несостоятельность.
Хотелось бы обратить внимание на основной пафос книги, который по настоянию итальянского автора нашел прямое отражение в названии российского издания. Дело в том, что Файез эль-Гусейн был глубоко верующим мусульманином. Завершая свои воспоминания, он писал: «Я публикую эту небольшую книгу с целью опровергнуть вымысел и клевету на исламскую веру и на мусульман. Я утверждаю, что армяне пострадали по вине комитета «Единение и прогресс», члены которого распоряжались судьбами турецкого государства по своему произволу; они делали это исключительно в силу националистического фанатизма и из зависти к армянам. Ислам непричастен к их деяниям!»
Далее Гусейн цитирует суры из Корана, призывая верующих мусульман к гражданскому неповиновению преступным властям: «На мусульманах лежит обязанность не подчиняться тем, кто изучает стихи Корана и хадисы Пророка и в то же время проливает невинную кровь женщин, стариков и младенцев, не причинивших никакого вреда. В противном случает они станут сообщниками этого преступления, равного которому нет в истории».
Знаменательно, что презентация книги прошла 11 сентября, в день памяти десятков тысяч американцев, погибших при взрыве террористами «Аль-Каиды» башен-близнецов в Нью-Йорке. Вслед за Файезом эль-Гусейном Джованни Гуайта подчеркивает, что ислам как религия откровения не может быть источником насилия. Только тогда, когда религиозные лидеры идут на поводу у властей, преследующих свои политические интересы, ислам может быть использован в преступных целях. Однако это можно сказать и про другие религии – ведь в истории тому немало примеров.