Епископ Егорьевский Марк (Головков). Церковный протокол. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007, – 184 с.
Сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (в сокращении – ОВЦС МП) не только проводят конференции, принимают иностранные делегации и излагают в СМИ позицию Церкви по широкому кругу вопросов – от освящения урожая до «письма академиков». Порой они выпускают довольно информативные, своевременные и полезные книги. «Церковный протокол» зампреда ОВЦС МП епископа Егорьевского Марка (Головкова) – из их числа. И слово «протокол» в заглавии в данном случае – не гарантия скуки и рутины. Помимо глав, адресованных церковным и светским чиновникам (например, о правилах церковной переписки, оформлении официальных бланков, так называемых адрес-титулах и комплиментах), в книге немало занимательного, а подчас и просто забавного.
Чиновникам, служащим, журналистам, хотя бы время от времени вступающим в контакт с духовными лицами, не помешает узнать, к кому из них следует обращаться «Ваше Высокопреосвященство», к кому – «Ваше Преподобие», а к кому и просто «отец». Они поймут, что называть митрополита Кирилла (Гундяева) или кого-нибудь из кардиналов Католической Церкви «высокопоставленным священником» – все равно что называть генерала «высокопоставленным сержантом». Станет понятно, кому и за что Церковь вручает ордена и медали имени того или иного святого, обретут смысл такие загадочные слова, как «типикон», «тропарь», «солея» и «диптих». Наконец, камилавка перестанет быть просто «фиолетовой шапкой», а крест на черном клобуке – малозначительной деталью; они превратятся в источник информации о церковной карьере священнослужителя.
«Церковный протокол» несколько проигрывает из-за скучного иллюстративного ряда. Хотелось бы увидеть хорошие цветные фотографии богослужения с открытыми царскими вратами, священнослужителей в литургическом облачении и повседневной одежде, предметов церковной утвари, внешних знаков отличия духовенства. Необходим эффект реальности, а схематичные черно-белые рисунки производят впечатление иллюстраций к «Настольной книге священнослужителя», издававшейся во времена СССР.
Самая яркая часть книги епископа Марка – глава о том, что можно и чего нельзя делать на церковных приемах. «Салфетку нельзя заправлять за ворот рясы», «крайне тягостное впечатление производят те, кто сооружает на своей тарелке гору из закусок, так что они едва не вываливаются через край», «если столовый прибор упал на пол, не следует заниматься его поисками, а тем более привлекать к этому окружающих». Это что-то в духе «Юности честного зерцала» петровских времен или нравоучительных трактатов Эразма Роттердамского. Обстановка на церковных фуршетах и приемах «с рассадкой» в итоге обрисована красочно: гости, опаздывающие на банкет и «чрезмерно на нем задерживающиеся», вытирающие лица салфетками, говорящие с набитым ртом, набрасывающиеся на еду и лезущие под стол в поисках вилки. Причем касается это не только мирян или «людей, далеких от Церкви» (их тоже порой приглашают на церковные приемы!), но и духовенства – кто еще может заправить салфетку за ворот рясы?
От представителей Московского Патриархата нередко можно услышать, что страна у нас православная, народ в большинстве своем православный и культура тоже насквозь пропитана православием. При этом за годы, прошедшие со времени падения «безбожного режима», многие обретшие духовную свободу христиане так и не усвоили элементарные правила поведения в храме. Даже автор «Церковного протокола» не обходит стороной эту проблему. Ему приходится разъяснять, что поворачиваться спиной к алтарю нежелательно, а поклон (поясной или земной) и крестное знамение – «разные элементы выражения христианского благоговения, которые не всегда совмещаются». Люди «блуждают по храму» во время богослужения, «многократно и беспорядочно» крестятся у всех икон подряд, прикладываются к иконе неоднократно, по числу изображенных на ней святых, приходят в храм в шортах и платьях с декольте – таковы реалии, и епископа Марка они, естественно, печалят.
Автора «Церковного протокола», как и его коллег из ОВЦС МП, в прессе нередко называют «представителями Московской Патриархии». Вот что думает по этому поводу сам епископ Марк: «Наиболее распространенной ошибкой является использование названия «Московская Патриархия» вместо правильного «Московский Патриархат»... Московская Патриархия – одно из учреждений Русской Православной Церкви, объединяющая в себе структуры, непосредственно руководимые Патриархом Московским и всея Руси – Управление делами, канцелярия и другие». К числу «других» ОВЦС МП не относится. И если журналисты перестанут легким движением пера переносить место работы епископа Марка из Свято-Данилова монастыря в Чистый переулок (где как раз и находится Московская Патриархия), то это, несомненно, станет наградой автору за его полезный труд.