Бабкин М.А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.) – М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2007, 532 с.
Имя историка Михаила Бабкина должно быть знакомо читателям «НГ-религий». В марте текущего года газета опубликовала его статью «Народовластие от Бога» (см. «НГР» № 4 от 7.03.07), посвященную роли Русской Церкви в событиях Февральской революции 1917 года. Теперь же у историков, социологов, политологов, богословов да и просто тех, кто интересуется историей России и Церкви, появилась возможность ознакомиться с полноценной монографией челябинского ученого.
Конечно, государственно-церковные отношения в первые десятилетия XX века – не «дикое поле» для исследователя, на эту тему написано великое множество работ. Однако Михаил Бабкин не утонул в этой пучине, напротив, предложил оригинальное видение проблемы. Модели церковно-государственных отношений, разрабатывавшиеся духовенством в 1905–1917 годы, позиция Святейшего Синода в период Февральской революции, а также восстановление патриаршества рассматриваются в книге главным образом с точки зрения историко-богословской проблемы священства и царства.
«Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии» – серьезная научная работа, и автор, как велит ему жанр, анализирует историографию вопроса за последние 15 лет и дает характеристику источников. Михаил Бабкин использовал, в частности, материалы 6 федеральных и 3 региональных архивов, а также официальные издания практически всех епархий РПЦ за 1917 г. – всего около 95% от объема церковной периодики.
Основную идею Бабкина можно представить так: в начале XX века значительная часть высшего духовенства была настроена достаточно оппозиционно в отношении царской власти из-за «ненормально высокого» положения императора в Церкви. В этот период была отменена присяга архиереев для «присутствования» в Синоде, сокращены «верноподданническая» часть присяги при поставлении в архиерейский сан и поминовение императора на проскомидии (исполненной сакрального смысла начальной части литургии). А изданные Святейшим Синодом уже в марте 1917 года определения и воззвания политического характера (изменения богослужебных чинов и молитвословий, приведение паствы к присяге Временному правительству без освобождения паствы от прежней, «верноподданнической» присяги и т. д.) свидетельствовали о том, что высший орган церковной власти сделал выбор в пользу республиканского устройства.
Во время первой сессии Поместного собора РПЦ 1917–1918 годов было юридически закреплено «изъятие» в пользу высших органов церковной власти прерогатив императора в области церковно-правительственного управления (юрисдикции), охраны вероучения и контроля за церковным благочинием. Михаил Бабкин утверждает, что отречение Романовых от престола было недействительным, а потому переход церковных прав царя к духовенству был едва ли не насильственным изъятием, осуществленным под прикрытием революционных властей.
По мнению автора, основной мотив революционности духовенства заключался в желании уничтожить, свергнуть царскую власть как «харизматического соперника». Уничтожение монархии снимало сам предмет многовекового спора о преобладании в государстве власти царя над властью первосвященника или власти первосвященника над царем.
Итоговый вывод монографии сформулирован так: «Из всего вышеизложенного, духовенство Русской Православной Церкви в целом сыграло важную роль в революционном процессе, направленном на свержение монархии в России. Высшему же органу церковной власти – Святейшему правительствующему Синоду принадлежит особая, одна из ведущих и определяющих ролей в установлении в России народовластия, в свержении института царской власти».
Михаил Бабкин пишет о том, на что рассчитывала Церковь, поддерживая свержение монархии. Что же в действительности получила Церковь – всем хорошо известно.
Монография Бабкина фактически является «историческим введением» к сборнику документов «Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви»)», изданному автором в 2006 году. Обе книги уже встретили и еще встретят своего заинтересованного читателя. Их прочитает тот, кому интересны причины и психология русской «смуты» начала прошлого столетия.