Урушев Д.А. Лоза истинная. – М., 2007, 80 с.
«Жизнеописание Церкви» – так можно охарактеризовать новую книгу Дмитрия Урушева «Лоза истинная». Это не просто «очередное» хрестоматийное изложение истории старообрядчества, а «история в лицах», книга о тех, кто не дал вырубить староверие под корень: епископах Павле Коломенском и Арсении Уральском, митрополите Амвросии, крупных промышленниках-староверах Рябушинских и Морозовых. Это хронологическое продолжение ранее опубликованной книги «Соль земли», вышедшей в 2005 году, о чем автор говорит в предисловии: «Вкупе книги (┘) составляют небольшое сочинение по истории старообрядчества, начатое мною в 2004 году».
Дмитрий Урушев перемещает читателя из эпохи «старообрядческого средневековья» в эпоху Нового времени вплоть до 1917 года, когда старая вера, на десятилетие обретшая долгожданную свободу, вновь погрузилась во мрак гонений. Исторические очерки, вошедшие в книгу, знакомы читателю: некторые из них публиковались в «НГ-религиях» и журнале «Истина и жизнь». «Лоза истинная» – это несколько картинок, которые автор извлек из «сундука истории». Он стряхнул с них вековую пыль, предложив современному читателю, который способен самостоятельно оценить и переосмыслить непростую судьбу русского старообрядчества.
Важно, что апологии старообрядчества в «Лозе» нет, автор стремится к объективности. Нет и намека на публицистику, факты не замутнены мнениями. Дмитрий Урушев, проделавший огромную работу с архивными документами, ставит во главу угла воспоминания очевидцев описываемых событий. «Я старался написать не бездушный научный труд, а некое эпическое сказание, героическую летопись», – пишет он в предисловии.
Одним из самых удачных текстов в книге стал очерк о Рогожском поселке – «духовном и административном центре современной Православной Старообрядческой Церкви», где находятся резиденция Митрополита Московского и всея Руси, кафедральный Покровский собор и знаменитое кладбище. Читатель узнает об истории застройки старообрядческого поселка храмами, больницами, богадельнями, приютами для сирот, иерейскими домами и монастырями. В лучшие годы одновременно здесь служили 12 священников и четыре диакона – эти цифры заставляют задуматься и о том подавленном состоянии, в котором пребывает сегодня Церковь...
В нашем воображении создается эффект присутствия в «той» среде, а чтение становится увлекательным процессом и не требует каких-то специальных знаний историка, библиографа или языковеда. Гравюры, которыми снабжена книга, наглядно иллюстрируют материал, придавая дополнительную достоверность описываемым событиям, личностям, фактам.
«Лоза истинная» могла бы заинтересовать не только «стороннего» человека, интересующегося историей религии в России или непосредственно историей старообрядчества, но и стать настольной книгой для самих староверов, уважающих свое прошлое. Однако при сравнительно небольшом тираже многие старообрядческие общины в отдаленных уголках нашей страны смогут получить представление об этой книге разве что по отзывам ее счастливых обладателей.