Аркадий Ровнер. Гурджиев и Успенский. – М.: Старклайд-номос. 2006. 416 с.
Книга Аркадия Ровнера «Гурджиев и Успенский» выстроена в порядке, обратном названию: сначала рассказывается об Успенском, а затем – о Гурджиеве. Русский интеллигент-разночинец Петр Демьянович Успенский в поисках «чудесного» объездил полмира и написал о нем около десятка книг. И только затем начинается подробный рассказ о Георгии Ивановиче Гурджиеве, человеке-вихре и человеке-молнии, «поработителе мужчин и обольстителе женщин», метафизике и учителе сакральных танцев, властителе дум нескольких поколений европейцев, одновременно творчески наполнившем и разрушившем жизнь Петра Успенского.
Такой была типичная последовательность открывания этих имен русской интеллигенцией в 70-е годы прошлого века, когда в плотном тумане советских гулагов и пятилеток впервые возникли робкие просветы в новых горизонтах. Тогда гордые своим открытием одиночки воображали себя центром мироздания из-за переполнявшего их понимания разницы между «спящим» человечеством и «пробужденными» людьми. С этим знанием им казалось так легко перевернуть мир!
Эпоха беспамятства и фантазий безвозвратно ушла в прошлое. Сегодня в начале нового века уже не нужно раздувать значение этих имен, привязывая к ним всевозможные небылицы, например связь с Далай-ламой, Распутиным, Сталиным и Гитлером. О Георгии Гурджиеве и его последователях пишутся солидные исследования, в основном за границей, снимаются фильмы. Его учение «Четвертый путь» практикуют во многих странах мира, его музыкой заслушиваются и молодые, и старые, а созданные им танцевальные движения успешно конкурируют с традиционными суфийскими кружениями и эвритмией антропософов.
Даже в России напечатано несколько книг о Гурджиеве и о нем уже снят документальный телевизионный фильм. Что же делает книгу Аркадия Ровнера особым событием на этом фоне?
Вне сомнений, это самое подробное в России издание о Гурджиеве. Автор сознательно посвятил не один год исследованию его жизни и поиску корней традиции, сформировавшей Гурджиева. Читателю предлагается редкий, целостный взгляд и на идеи, и на инициаторов и последователей «Четвертого пути» одновременно изнутри и извне учения. Беспристрастно и кратко изложены центральные положения учения о тотальной несвободе человека и об отсутствии в нем единства, об ушедшем из языка общения вертикальном векторе, о «магнитном центре» сознания, об объективной совести, морали и искусстве и прочее.
Пространная глава в книге, дающая развернутое представление об идеях, не похожа на сухое, догматическое описание учения, которое зачастую загораживает людей, за учением стоявших. Четкому взгляду на «Четвертый путь» изнутри его автор обязан не только собственному опыту, но и обширному кругу знакомств с последователями Гурджиева со всего мира, щедро делившимися с Аркадием Ровнером воспоминаниями и впечатлениями. Однако этот взгляд далек от тенденциозности и экзальтации.
Автор не скрывает симпатии и уважения к Гурджиеву и Успенскому, что не мешает ему относиться к их учению со взвешенными критическими замечаниями. Аркадий Ровнер не стремится расставить все точки над «i» в своей книге. Само учение Гурджиев сознательно оставил в виде открытой, незавершенной системы, подразумевающей активное достраивание и самостоятельное развитие недостающих и не высказанных элементов теми, кому это нужно. И действительно, никакое учение не способно дать заранее готовые, окончательные ответы для ищущих свою судьбу и «точный смысл и назначение человеческой жизни».