Симона Ландау.«...Не дает ответа». Тамбов: Издательский центр Ин-та повышения квалификации работников образования, 2006, 102 с.
Известное выражение «Святая Русь» вряд ли подразумевает страну, сплошь состоящую из ангелоподобных существ. Русь свята в лице ее лучших благородных представителей: подвижников веры, науки, искусства, культуры. К этому славному племени можно отнести и старейшего тамбовского литератора и театроведа Симону Густавовну Ландау, автора недавно вышедшей книги с интригующим названием «┘Не дает ответа».
Ландау уже давно перевалило за девяносто, но ее творческий запал и обостренный интерес ко всему, что происходит вокруг, абсолютно независим от груза лет. За последние годы из-под ее пера вышли статьи и очерки по театральному искусству, сборники стихов, лирико-документальная эпопея «Мост в тумане» о драматической судьбе деда мостостроителя и отца инженера. Предки Ландау успешно занимались точными прикладными науками и в то же время были глубоко приобщены к миру искусства, литературы, философии и религии.
Женщина преклонных лет потратила уйму времени и сил, проявила железное упорство для того, чтобы восстановить память деда, возглавлявшего сооружение Троицкого моста через Неву, и память отца, который строил автодорогу Москва–Минск. В 1937 году по ложному доносу отец был арестован и расстрелян в смоленской тюрьме.
Рассказ о членах семьи и о себе в эпопее «Мост в тумане» Ландау сопровождает философскими размышлениями о времени минувшем и настоящем, о Боге и предназначении человека, о важности сохранения культурного наследия. Мост в сознании автора предстает уже как обобщающий символ движения души к познанию Божественной истины, как символ преодоления национальных, политических и религиозных барьеров между людьми.
Новая книга Ландау – это те же напряженные раздумья, продолжение живой беседы с читателем об опасности слома духовного и культурного стержня в современном обществе. На сей раз размышления автора вплетены в повествование о друге семьи Ландау: Олеге Константиновиче Хмельницком, ученом-патологоанатоме и блестящем знатоке музыки, литературы, изобразительного искусства, театра.
«Олег Константинович покорил меня высоким настроем мысли, нотой тревоги, обращенной не к горизонтали, а к вертикали», – замечает Симона Густавовна. Кроме преподавания в медицинском вузе и научно-исследовательской работы, Хмельницкий постоянно концертировал, писал музыку, книги о композиторах, устраивал музыкально-просветительские вечера. «Людям века сего», всецело озабоченным стяжанием благ земных, Хмельницкий казался странным чудаком.
Отец Симоны Густавовны прошел ад сталинских застенков и мученически погиб. Хмельницкий, друг семьи, чудом на этот чудовищный конвейер не попал. Но жизнь в мире сегодняшнем, по его мнению, отравляет присутствие тяжелой, почти адской атмосферы: «Чувствую, что и я, и вы становимся чужими для этого мира┘ Кругом серая масса, злые люди с зелеными от баксов душами. Какой-то страшный котел, в котором варится все национальное, приобретенное веками». Симоне Густавовне, глубоко верующему человеку, очень близка эта тема, и она предупреждает: «Бытие, лишенное нравственной составляющей... грозит глубочайшим уроном духовному генофонду страны».
В заглавии книги даны последние слова из известной фразы Гоголя о Руси-тройке. «Русь, куда ж несешься ты?» В неумолчном шуме быстротекущей жизни ответ трудноуловим. И есть ли он? Выживет ли Дух под агрессивным напором безудержного материализма? Где отыскать ответ и спасительное прибежище? И Симона Густавовна находит его. «Над бездной зла мне чудится ковчег...», – пишет она в своем стихотворении, помещенном в конце книги.
При всех катаклизмах люди Духа, воины Света, правдоискатели, верит автор, неистребимы. Они – соль земли, свет мира. И плывущий ковчег как символ Святой Руси не обречен на гибель.