С.М. Гасратян. Христианство и Святая Земля (историко-философские проблемы). – М.: Ин-т востоковедения РАН, 2005, 243 с.
Автор книги Светлана Гасратян поставила перед собой, как принято сейчас выражаться, «амбициозную» задачу: рассказать об истории раннего христианства, истории палестинского христианства вплоть до ХХ в., о взаимоотношениях между христианством и иудаизмом в прошлом и настоящем и об отношении христианства к сионизму. Объем рассматриваемых вопросов почти необъятен. На каждую из этих тем написаны десятки и сотни книг, а уж история раннего христианства описана в десятках тысяч томов.
Столь грандиозная задача, поставленная исследователем, заведомо определила серьезные недостатки книги. Невозможность быть специалистом во всех вопросах делает труд Светланы Гасратян в ряде мест довольно поверхностным. Уже на первой странице цитата из Евангелия от Матфея, которую автор выбрала в качестве эпиграфа: «Я с вами во все дни до окончания века», мягко говоря, режет глаз. Не говоря уже о неуместности предварения научного труда такого рода цитатой, не очень понятен ее пафос в контексте книги: ведь многие страницы книги посвящены иудеям и сионизму. И с кем остается Иисус Христос до скончания века, таким образом, не очень понятно.
В тексте книги много несуразностей. В частности, праздник Песах – это главный еврейский праздник, и тезис «в дальнейшем христиане стали толковать Тайную вечерю как жертвоприношение и праздник Песах» представляется очень странным. Не очень понятно, где проявляется недомыслие автора, а где редактора.
Например, Гасратян пишет: «Культ Яхве, Бога племени Иуды, сыгравшего главную роль в становлении древнееврейского государства┘» Вероятно, имелось в виду, что культ сыграл главную роль, а получается, что эту роль сыграл Бог. Впрочем, для верующих людей и второй вариант уместен. Выводы по ходу текста порой никак не связаны с предыдущим материалом. Так, автор заявляет: «таким образом, связь иудаизма и христианства особенно чувствуется в христианском ритуале и литургии», хотя ни о ритуале, ни о литургии на предыдущих страницах не сказано ни слова.
Много в тексте и прямых ошибок: Иисус Христос не объявлял себя Мессией вопреки мнению автора, по крайней мере, напрямую. Удивительным образом автор опирается на прямолинейную марксистскую концепцию возникновения христианства («бессилие угнетенных масс Палестины в борьбе против эксплуатации и угнетения┘ рождало пламенную веру в Мессию»).
Приводить подобные примеры можно бесконечно. Собственно, вся книга представляет собой компиляцию разнородных материалов, почерпнутых главным образом из энциклопедических и популярных изданий, а также из совсем уж странных источников вроде «Истории христианской Церкви» Тальберга и «Словаря атеиста». Об академическом уровне книги свидетельствует состав Приложения: хронология Восточной и Русской (?) Церквей; хронология Западной Церкви; знаменательные даты (?) истории еврейского народа; основные заповеди христианина (?!); христианские праздники (?).
Вместе с тем не отягощенные знаниями читатели, которым недосуг читать специальную литературу и углубляться в многообразные частные вопросы иудейско-христианских отношений, могут почерпнуть в этой книге множество первичных сведений, полезных цитат, отчасти даже познакомиться с современной проблематикой вопроса. Впрочем, число этих читателей будет весьма ограниченным, поскольку книга издана тиражом 1000 экземпляров.