Анри Корбен. Свет славы и Святой Грааль. - М.: Изд. Волшебная гора, 2006. – 222 с.
Несмотря на широкую и давнюю известность французского ориенталиста и философа Анри Корбена (1903–1977) в кругах отечественных специалистов (иранистов и исламоведов), его труды никогда не издавались на русском языке.
Будучи европейцем, из протестантской среды и профессором Сорбонны, Корбен сумел снискать расположение и доверие мусульманского духовенства Ирана, отнюдь не склонного обсуждать богословские тонкости своего вероучения с чужаками. Блестящее знание восточных языков, философии и религиозных учений стало исходной предпосылкой особого, бережного отношения к изучаемым предметам.
Именно благодаря этому Анри Корбен смог вжиться в сакральные тексты мусульман и сделать их послание частью своего внутреннего мира. Корбен пришел на Восток как гость и ученик, а не «цивилизатор» или искатель туземной экзотики. В результате многолетнего пребывания в Иране и Турции чужбина сделалась для него вторым домом, а изучение текстов, написанных шейхами школы Ишрак, стало своего рода инициацией, давшей философу и ученому вторую ипостась воина Света.
Впрочем, перипетии жизненного пути автора достаточно подробно освещены во вступительной статье, предваряющей собственно корбеновские тексты. Эта биография – наиболее полная из числа опубликованных на Западе – принадлежит перу Кристофера Бамфорда, переводчика Штейнера и автора собственных исследований о западном эзотеризме.
Подборка работ, включенных в книгу, позволяет читателю создать собственное представление о разных гранях творчества Корбена.
Самый большой из опубликованных текстов, давший название всему сборнику, – глава из многотомного энциклопедического труда «Иранский ислам», который являет собой opus magnum автора. Здесь Корбен предстает во всей красе как блестящий знаток религий Запада и Востока (герметизма, митраизма, гностицизма, христианства, манихейства, ислама).
Столь хорошо знакомая русскоязычному читателю тема Грааля получает в этой книге совершенно неожиданное звучание. Вслед за автором мы убеждаемся в легитимности и органичности ее присутствия в мифах зороастрийцев, христиан и мусульман.
Две короткие работы – «Суфизм и София» и «Музыкальное чувство и персидский мистицизм» – дают представление об ораторском таланте Корбена и его умении вмещать в узкие рамки устного сообщения увлекательное изложение оригинальных и сложных авторских концепций.
«Профетическая философия и метафизика бытия» – глубокое исследование, в котором дается лексический, философский и богословский анализ категории бытия и феномена пророчества в контексте традиционных доктрин шиитского ислама.
В заключение заметим, что явление Корбена в России происходит как нельзя более своевременно – в разгар охвативших общество дебатов о возможности цивилизационного конфликта и якобы имеющем место противостоянии христианства и ислама. Знакомство с книгой не может не оставить ощущения глубокого внутреннего родства традиционных религий.