Карл Ранер. Основание веры. Введение в христианское богословие/ Пер. с нем. (Сер. «Современное богословие»). – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – 662 с.
Книга «Основание веры», впервые опубликованная в 1976 г. за несколько лет до смерти автора, стала итогом длительной работы, начавшейся еще в годы II Второго Ватиканского собора.
Собор постановил, что во всех богословских институтах необходим предмет «введение в христианство», чтобы «воспитанники усвоили значение церковных дисциплин, их порядок и их пастырскую цель». Ранер преподавал новый предмет два года, в том числе в университетах Мюнхена и Мюнстера. Его работа «Основание веры» родилась именно в результате этих занятий.
Вот, что пишет автор об основной цели своего труда: «Эта весть должна быть заново понята и сведена к некоему «понятию»; нужно постараться привести христианство (не умаляя его уникальности и несравнимости ни с чем другим) в соответствие с умственным горизонтом современного человека».
Иначе говоря, цель Карла Ранера – ответить на вопрос: «Что есть христианин и почему в наши дни можно быть христианином, не теряя при этом интеллектуальной честности?»
Перед нами не легкое чтение. Ранер ожидает от своих читателей, что они являются христианами, имеющими некоторую богословскую подготовку и не боящимися «напряженности понятия». Он рассчитывает на тех, кто не остается при размытых понятиях о христианстве, но способен проникнуть в суть диалога между Богом и человеком.
Ранер предполагает, что его читатели обладают личной верой в «ее нормальной церковной форме». Имеется в виду вера не как некая религиозная эмоция, а вера как жизнь, целиком построенная на личной встрече с Христом, которая обязательно переживается в церковной общине.
Автор уверен, что нельзя говорить о Боге без человека и, наоборот, о человеке без Бога. Он исходит из того, что человек – одновременно материальное и духовное существо, тело и душа, индивидуум и социальное существо. Мы не можем понять нашу повседневную жизнь, исходя только из опыта ее самой. Он уверен, что в человеке существует нечто изначально более фундаментальное, позволяющее ему понимать самого себя.
Богослов имеет в виду радикальную открытость человека всему бытию и Богу. «Есть вопросы, которые доминируют изначально и определяют также результат; есть и вопросы, которые не отрицают того, кто их ставит, но оставляют место для ответа, который не предустановлен исследователем. Речь идет о трансцендентальных вопросах, или о тех вопросах, которые не закрывают возможность новизны, неожиданного углубления. Конечно, такого рода вопросы не дают уверенности и определенности, расчета, и так далее (┘) но больше обращают внимание на встречу с другим человеком, требуют нового поведения и уважения».
Трансцендентальный опыт, или опыт Бога – это нечто большее, чем познание Бога посредством рациональных доказательств. Именно на этом «нечто» основана возможность рациональных доказательств.
Речь идет не о неком особом опыте наряду с другими видами опыта, но о радикальном измерении каждого духовного опыта личности, то есть опыта любви, верности, надежды. Ранер уверен, что этот опыт доступен каждому, кто честно использует свой разум и свободу. Однако, если кто-то лишен свободы и познания, тот лишен самого Бога.
Тем не менее опыт познания Бога возможен, так как человек является существом, превосходящим самого себя. Вектор его познания мира направлен на Бесконечное, что и является опытом Бога, или, в более привычных терминах, благодатью. Ранер предлагает три пути обретения такого опыта: любовь к ближнему, опыт смерти и надежду на абсолютное будущее.
Наша надежда на то, что любовь, отношения с людьми и жизнь сохранятся и после смерти, оправданна только в том случае, если существует человек, в жизни которого смерть была не последним, а только предпоследним словом. Таким человеком является именно Иисус Христос, а основание надежды – Его воскресение.
Итак, трансцендентальный опыт – это жизнь согласно заповеди любви: любви к Богу и ближнему. Поскольку трансцендентальный опыт доступен каждому, Ранер убежден, что задача Церкви – помочь открыть его людям. Если Церковь проповедует только свое учение и не связывает его с конкретной жизнью, то она не выполняет миссии, вверенной ей Богом.
Ранер уверен, что богословие должно быть направлено на прояснение подлинного образа Бога. Это не отрицает, а наоборот, требует серьезной и глубокой рефлексии и научного подхода, которые, однако, не являются самоцелью. Смысл богословия – в служении миру и человеку, в возможности практического применения его достижений.
Читая книгу «Основания веры», можно почувствовать желание автора показать, что жизнь каждого человека связана с Богом и что только в Нем, открывшем свое лицо в Иисусе Христе, она обретает настоящий смысл.