0
919
Газета Печатное дело Интернет-версия

05.04.2006 00:00:00

Заклятые друзья

Тэги: сурдель, цивилизация классического ислама


Доминик Сурдель, Жанин Сурдель. Цивилизация классического ислама. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006, 544 с.

В последние годы в России возник несомненный интерес к исламу, однако познания большинства людей в этой области можно определить четырьмя словами: «алкоголь», «свинина», «хадж», «шахид». Между тем человек, действительно желающий познакомиться с историей этой религии, встает перед дилеммой: либо читать книги об исламском терроризме, либо знакомиться с работами яростных апологетов, рассказывающих о том, какие хорошие мусульмане. К счастью, теперь для людей, которых интересует реальная история ислама, появилась работа двух французских авторов, переведенная на русский язык.

В чем же основные достоинства этой монографии? Прежде всего в том, что она была написана лет за двадцать до появления русского перевода. Конечно, обычно научная работа успевает устареть за это время, но в данном случае мы имеем возможность видеть один из последних взглядов Запада на ислам, не отягощенный ни проблемами «конфликта цивилизаций», ни стремлением к политкорректности. Получается взгляд на мусульманство «без гнева и пристрастия», крайне редкий у современных авторов.

Кроме того, книга объективно рассказывает об обстоятельствах появления ислама и его первых шагах на планете. При таком подходе оказывается, что мусульманство с самого начала было многоликим и неортодоксальным. Разные течения ислама сталкивались между собой, что приводило не только к насилию и войнам, но и к творческой кристаллизации учения, к изначальному многомыслию внутри последователей пророка Мухаммеда.

Конечно, это часто служило поводом к жесточайшим битвам, но все-таки это же во многом определило тот заряд пассионарности, благодаря которому ислам перерос в мировую религию, сравнимую по своему влиянию на цивилизацию разве что с христианством. Из монографии видно, что именно на заре существования мусульманства были заложены те потенциальные возможности, которые позволяют теперь вести диалог между христианством, исламом и иудаизмом.

Следующую особенность «цивилизации классического ислама» лучше обозначить как рассказ целиком об ином. Несмотря на избитость тезиса о том, что ислам и христианство, Запад и Восток изначально развивались по разным парадигмам, авторам книги удалось его блестяще доказать.

Действительно, мусульманская цивилизация сразу мыслила себя как оппозиция Византии – христианской цивилизации. Между ними возник творческий конфликт, который иногда принимал довольно-таки страшные формы, а иногда служил для взаимного обогащения культур и обществ. Французским авторам удалось показать, что понятия «иной» и «враг» отнюдь не синонимы, хотя и «другом» его не назовешь. Эта «детская мысль» сейчас актуальна как никогда, ибо желание «окультурить» или «очистить» оппонента слишком велико у многих христиан и мусульман.

Данная монография как нельзя лучше демонстрирует тезис о многополярности мира и возможности разных «цивилизаций». Столкновения и контакты христианства и ислама никогда не были конфликтами «варваров» и «благородных римлян», хотя жестокая ирония истории состоит в том, что почти все войны проходили под знаменем «изгнать неверных». Почему так происходило? Если верить авторам монографии, это случалось потому, что христианство и ислам всегда были слишком близки и бесконечно далеки друг от друга. Они просто не могли существовать отдельно и автономно.

Экономическое и политическое устройство исламских государств и империй почти всегда было «антизападным», в том смысле что они изначально хотели быть не похожими на Византию, на Европу, но в этом парадоксальным образом таится и неудержимая тяга друг к другу.

Чтобы так страстно спорить, нужно было постоянно видеть и чувствовать оппонента, идти за ним по пятам, обмениваться с ним достижениями и все время желать, чтобы тот, другой, признал твою правоту. Так сложилось с самого начала, когда «классический ислам» встретился с не менее «классическим» Вторым Римом. Лучшей иллюстрацией к этому может служить лишь образ собора Святой Софии. Этот храм стал знаковым для обеих религий, и эта знаковость определяет их отношения до сих пор.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1740
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3699
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2757
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2249

Другие новости