Христианство и ислам: пути реального взаимодействия / Сост. С.Е. Щеблыгин, В.В. Попов. – М., 2006, 80 с.
Известная общественная организация Фонд святого апостола Андрея Первозванного, которая на протяжении последних десяти лет привлекла к себе внимание рядом полезных инициатив в деле духовного возрождения России, выпустила под своим патронажем книгу «Христианство и ислам: пути реального взаимодействия».
В ней собраны статьи и выступления двух известных богословов, деятельность и труды которых высоко оценены в христианском и мусульманском сообществах, – митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима) и верховного муфтия Сирийской Арабской Республики Ахмеда Кефтаро, скончавшегося в 2004 году.
Ее авторы, каждый со своей позиции, но весьма убедительно и вместе с тем страстно разоблачают миф об «угрозе ислама» христианскому миру, напоминают о единых корнях и общей ответственности монотеистических религий, призывают к преодолению религиозного экстремизма.
Вот что говорит по этому поводу митрополит Владимир: «Я живу рядом с мусульманами, почти ежедневно общаюсь с ними и потому почел своим долгом постараться понять их веру. Смею полагать, что разбираюсь в исламе лучше, чем те, кто дерзает судить об этой мировой религии издалека, зачастую распространяя заблуждения и предубеждения┘
В общественном сознании Запада, да и России, бытует представление о мусульманском мире как о рассаднике терроризма, фанатизма, национального экстремизма, наркоторговли. На самом же деле все эти явления чужды и враждебны основам мусульманского вероучения, тому самому чистому исламу, о возвращении к которому кричат его извратители».
Его поддерживает шейх Ахмед Кефтаро: «В нынешнем нашем беспокойном, суетном мире не должно быть места разобщению и раздорам. Почему бы нам не собраться и не прийти к взаимопониманию, ибо обе наши религии призывают к благочестию, доброте, благотворительности, добродетели┘
И разве не обязаны мы, последователи всех божественных религий, встречаться и взаимодействовать, подобно тому, как совпадают учения и заповеди наших пророков? Разве не обязаны религиозные деятели подняться в духовном порыве и отвергнуть фанатизм и застой, проповедовать любовь, братство и мирную жизнь? Разве не обязаны мы стремиться к построению нового духовного мира, основанного на общности ценностей, достоинстве и подлинном благосостоянии?»
Эта книга удивительным образом с первых же строк вызывает доверие к себе. Причина, видимо, в том, что авторы не преследуют какие-либо политические, идеологические или экономические цели. У них одна цель – донести слово истины, донести свои веру и боль.
Боль за то, что в наше время очень часто говорят о религии, преследуя совсем другие, корыстные, цели, весьма далекие от высокого и божественного.
Террорист, убийца невинных людей, мусульманином быть не может, утверждает митрополит Владимир. В Коране точно указано, что мусульмане могут объявлять «священную войну» – джихад лишь тем, кто «сражается с ними из-за религии и изгоняет их из жилищ».
Поэтому объявление джихада чеченскими сепаратистами, несомненно, было такой политической спекуляцией: ни на мусульман, ни на их жилища в Чечне никто не покушался. И албанские солдаты, виновные в геноциде сербов в Косове, никакие не «воины Аллаха», а гонители и убийцы невинных.
Показательно, что составителями сборника являются видный политический и общественный деятель Сергей Щеблыгин (член Совета Федерации и президент Фонда Андрея Первозванного) и известный дипломат Вениамин Попов (посол по особым поручениям, ответственный за связи России с Организацией Исламская конференция). Они так объясняют свой выбор авторов сборника: «Видные представители двух великих монотеистических религий не только апеллируют к здравому смыслу и природной человеческой доброте. Они также приводят убедительные научные аргументы и факты, разъясняющие, сколь актуален и насущно необходим диалог между различными религиями и какую важную роль в его налаживании должны сыграть религиозные деятели».
В книге не обойден и вопрос о важности для России христианско-мусульманского взаимодействия. По мнению митрополита Владимира, «мусульманство, мнимой агрессивностью которого запугивают общество некоторые журналисты, на деле может стать одной из главных державных скреп Российского государства.
Знаменитый исповедник христианства XX века архиепископ Димитрий (Абашидзе), впоследствии схиархиепископ Антоний, в свое время возглавлявший Туркестанскую епархию, свидетельствовал: «Мусульмане всегда были верными подданными Российской державы».
Многими веками раньше прозвучали как завет потомкам слова князя Александра Невского: «Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке». Россия действительно при желании может обрести искренних друзей в исламском мире, прежде всего, конечно, в мусульманских странах Содружества».
Сборник невелик по размеру: всего пять печатных листов. Это несопоставимо с масштабом темы, поэтому хочется надеяться, что издательство Фонда продолжит выпуск книг по затронутому вопросу.