0
1141
Газета Печатное дело Интернет-версия

01.03.2006 00:00:00

Матросы Невидимых Рек

Тэги: тавров, май, драконы и волшебное зеркало


Андрей Тавров. Май. Драконы и волшебное зеркало. Сказки. М.: Центр «Нарния», 2005, 192 с.

Чеховский герой, прокурор окружного суда и по совместительству отец очаровательного юного безобразника, рассказавши своему отпрыску в назидание ежевечернюю сказку, размышляет так: «Все-таки это не настоящее средство┘ Почему мораль и истина должны подноситься не в сыром виде, а с примесями, непременно в обсахаренном и позолоченном виде, как пилюли? Это ненормально┘ Фальсификация, обман, фокусы┘»

Но, оказывается, не все так просто. Рациональный прокурор ошибался, думая, что сказки – это «иллюзия» и тем более «фальсификация». Как-то само по себе выплыла наружу великая потребность детей и взрослых в мифе, в поэзии, в «молочных реках, кисельных берегах», чудищах и рыцарях, словом, в том, что у Чехова названо «примесями». Мы бы назвали их изнанкой мирозданья, сердцевиной человеческого «я». И дело здесь не в патоке и мармеладе, дело – в лирических потоках, уносящих читателя за пределы «безмолвной планеты» повседневности.

Астрид Линдгрен, Клайв Льюис, Джон Толкин, Пол Гэллико и многие другие хорошо об этом знали. В поисках волшебных далей их герои лезут в рукав чужой шубы, в зубы к драконам и в лесные домики к подозрительным феям, заглядывают в зачарованные озера и чаши с водой┘ В общем и целом они делают почти все то же, что и герои сказок Андрея Таврова. Иногда, правда, совершать все эти подвиги им надо, чтобы спасти вечно ускользающий райский мир от небытия. Именно этим и занимается мальчик Май, слушающий голос своего сердца, идущий на этот голос и побеждающий страх и пустоту в духе дзенского изречения о лучнике и стреле: если ты поймешь, что они оба суть – одно, то попадешь прямо в цель. Просто не сможешь выстрелить мимо.

Май попадает не как сказочный герой в края поэзии, где текут невидимые реки, свирепствуют черные драконы и приносятся в жертву златокудрые принцессы. Как любой человек, он оказывается там мгновенно, неостановимо и неуловимо. Как же отказаться от такого путешествия? Ведь все сказки и притчи повествуют нам о внутренней жизни человека, о возможности заглянуть в себя, бороться, радоваться и пугаться. Поэтому и переход такой недолгий: закрыл глаза – и уже на том берегу мифа.

В этом сказка про мальчика и страну Эдемию продолжает традицию чудных историй Линдгрен, таких, как «Мио, мой Мио», «Братья Львиное Сердце». Ее героям тоже не требуется лезть в платяной шкаф, чтобы обрести вселенную своего сердца – это происходит куда будничней, обычней (и оттого еще достоверней).

Но в отличие от Линдгрен в сказках Таврова есть внутренняя задача – поставить перед читателями зеркало христианского мифа, как-то сделал Льюис в «Хрониках Нарнии». У современного автора сказок свое виденье действительности по ту и по эту сторону горизонта.

«Невидимые реки текут по всей земле. Они возникли вместе с Землей. Это реки Силы, Любви и Свершений. У них есть берега, корабли, пассажиры. Они имеют истоки и устья, но их не видно, так же как не видно магнитных полей земли┘ Раньше все люди умели плавать по Невидимым Рекам. Точнее говоря, Невидимые Реки были тогда реками видимыми┘ Но когда в мир вошла Тень, волшебные реки не исчезли, а потекли по невидимым руслам┘ По невидимым рекам плавают ангелы, поэты и влюбленные. Когда ты в них, время останавливается┘»

Мальчику Маю нужно многому научиться, чтобы почувствовать реку Свершений и Любви. В итоге он находит этот поток, освобождает принцессу от гибели, позабыв о себе, обретает разнообразных невероятных друзей, заглядывает в волшебное зеркало и становится королем Эдемии. Все как полагается. Май возвращает истаявшую от зла радугу на место, и в стране его сердца воцаряется Любовь.

Разумеется, драконы не дремлют, их черное царство так легко не сдается, но на то и сияют нам из мифа сказочный Единорог, огромный Орел и Говорящая Бабочка – различные испостаси божественной сущности, первопричины вселенной и, в частности, неистребимого желания творить сказки, притчи, легенды, стихи┘

Для того чтобы попасть в страну творчества, нужны настойчивость и желание. Для того чтобы остаться в этой стране и возродить ее, нужны нежность и верность.

И теперь можно сказать, что Май – матрос Невидимых Рек, как и его волшебные знакомцы из Эдемии. Как фея, как Неистовый Навигатор, бомбящий драконов скунсами и удивительными рыжими злючками, как Ослик-Стоп-ни-с-Места, кстати, пишущий втихомолку стихи. Как, собственно, и все, кто захочет поплавать по незримым водам, даже если они пока что не ангелы, не влюбленные и не поэты (ну по крайней мере не считают себя таковыми). Как и автор этой книги сказок, который не считает, что поэзия – это «ненормально». И мы, пожалуй, в этом с ним согласимся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2025
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1293
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
957
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1260

Другие новости