Православие в Латвии. Исторические очерки. Сборник статей под редакцией А.В. Гаврилина. Вып. IV. - Рига: Филокалия, 2004, 164 с.
Православие впервые появилось на территории нынешней Латвии еще в Средние века. Его позиции особенно укрепились в XVIII веке, когда латышские земли вошли в состав Российской империи. Пережив расцвет в XIX веке и гонения в ХХ веке, православие сумело сохраниться в этой небольшой прибалтийской республике и стать одним из важных факторов национальной самоидентификации русского меньшинства. Непростой истории латвийского православия посвящен очередной выпуск сборника "Православие в Латвии".
Очерки, включенные в сборник, охватывают всю историю Православной Церкви в Латвии: от средневековых епископских грамот до биографии латвийского священника Иоанна Легкого, ставшего епископом Русской Зарубежной Церкви.
Статья Бориса Инфантьева "Грамоты полоцких владык как источник о православных священниках в Риге" рассказывает о первых шагах православия на латвийской земле. Свидетельствами этих шагов являются грамоты архиепископов из Полоцка к рижскому бургомистру и членам городского совета.
Некоторые из них жили в Риге постоянно, приобретали недвижимость и становились полноправными горожанами. Для их духовного окормления требовался священник. С просьбами о присылке священника ратманы впервые обратились к архиепископу Феодосию, управлявшему Полоцкой епархией в 1392-1415 годах.
Многочисленные грамоты XV-XVI веков упоминают церковь св. Николая Чудотворца, ее священников и прихожан-купцов, жертвующих "пенязи" на различные храмовые нужды. Из-за церковных денег и недвижимости между русскими и немцами возникали конфликты, свидетельством которых является уникальная грамота, написанная в 1508 году священником Прокопием по-латыни.
Таким же уникальным памятником эпохи, как и средневековые грамоты, являются мемуары "За проволокой" протоиерея Георгия Тайлова, старейшего православного священника Латвии. Он родился в Риге в 1914 году и после окончания в 1937 году семинарии стал священником. В 1941-1944 годах отец Георгий служил в миссии на территории Псковской области, оккупированной немецкими войсками. Служение это было очень тяжелым и опасным.
Однако после войны священника объявили "пособником фашистов". Он провел в лагерях 11 лет, а в 1955 году его по амнистии освободили. С судьбой протоиерея Георгия Тайлова во многом схожа судьба епископа Иоанна - в миру Иоанна Легкого (1907-1995). О нем рассказывает статья Александра Гаврилина "Неизвестные латвийские священнослужители". Будущий епископ тоже был священником Псковской миссии. Когда советские войска были на подступах к столице Латвии, отступающие немцы вывезли группу православного духовенства, в том числе и отца Иоанна, в Германию. Отсюда протоиерей решил обратиться к руководству Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) с просьбой принять его в свою юрисдикцию.
В 1949 году он переехал в США, после смерти супруги в 1989 году принял иночество. В 1990-м рукоположен в епископа Аргентино-Парагвайского.
Память об этих подвижниках необходима православным Латвии, как русским, так и латышам. В противном случае их может ожидать будущее "Иванов, не помнящих родства".