0
1849
Газета Печатное дело Интернет-версия

10.08.2005 00:00:00

Введение. Куда?

Михаил Горелик

Об авторе: Михаил Яковлевич Горелик - публицист, культуролог.

Тэги: Ястребов, Введение в иудаизм, Учебное пособие


Глеб Ястребов. Введение в иудаизм. Учебное пособие/ Серия "Диалог". - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2005,148 с.

В книге "Введение в иудаизм", недавно изданной Библейско-богословским институтом, отыскать следы богословия довольно сложно. Что касается Библии, то она рассматривается не в качестве Священного Писания, но только лишь как объект библейской критики. Разумеется, можно рассматривать ее и таким образом, но тогда причем тут иудаизм?

Автор не находит нужным сообщить, на каком языке Библия написана, каков ее состав и структура. Читатель (студент) мало что узнает о еврейских праздниках и вообще ничего не узнает о еврейском богослужении. Ничего не узнает он об образе жизни, который определяется специфическим для иудаизма пониманием отношений еврейского народа со Всевышним.

Впрочем, в этом и нужды нет: ведь значительная часть этой книги - введение не в иудаизм, а в религиоведение, предметом которого является иудаизм. Можно изучать искусство, можно искусствоведение: и то, и другое правомерно, но это разные вещи. Производная в общем случае функции не равна.

"Введение" представляет собой механический набор внешних критических суждений об иудаизме. Культурное любопытство у автора отсутствует, попытка понимания просто не приходит в голову, при изложении идей (скудном и фрагментарном) обычно слово "якобы".

Название второго раздела характерно для общей установки книги: "Иудаизм Второго Храма: патрон, клиент, посредник(и)". Социология религии в силе и славе. Безгласный иудаизм слушает о себе диковинные речи. Если же ему и удается изредка вставить словцо, оно изымается из контекста и толкуется обвинительным образом. Но вставить словцо удается редко: пусть этот невежа помолчит, когда говорят люди ученые и уважаемые.

Рекомендуемая студентам литература содержит минимальное число источников, важнейшие источники отсутствуют. Пусть лучше студенты получат информацию о них из вторых рук. Список литературы разместился на 20 страницах, но для Талмуда места не нашлось. Непостижимо! Ну почему же непостижимо: в рамках концепции книги - естественно.

Кстати, литература на русском языке занимает в списке самое скромное место: создается впечатление, что Глеб Ястребов вообще ею не пользуется. Не потому, что ее нет или он не считает нужным, а скорей всего и не знает. Это приводит к неизбежным ошибкам: ему, например, неизвестен такой город Хеврон, он транслитерирует с английского Хеброн. Автор пособия не знает, как правильно назвать по-русски Йом га-Шоа - просто переводит с английского (промахивается). Что вообще-то безобразие! И это упрек не только автору, но и издательству: ни один грамотный редактор таких ляпов не пропустил бы.

Последние разделы "Введения" производят совсем уж удручающее впечатление: это откровенная халтура. Раздел "Государство Израиль" наполнен антисионистской публицистической риторикой - иудаизм исчезает здесь совершенно. А впрочем, нет, не исчезает: "Поднимите мне веки - пусть ответит за страдания угнетенного палестинского народа". Забыв уже и о религиоведении, автор пишет наконец про самое интересное: про оккупированные территории и уничтоженные арабские поселения Сабру с Шатилой. Завершающая главка "Введения" "Развитие современного иудео-христианского диалога" сведена к цитированию "Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям" Второго Ватиканского собора. Недурной, однако, способ написания книг.

Ключ к пониманию этой книги - в авторской преамбуле.

"К сожалению, популярная русскоязычная литература по иудаизму полна неточных и неверных представлений о нем, а подчас и откровенной дезинформации. Одна из задач этого курса как раз и состоит в том, чтобы развеять устоявшиеся мифы. Материал "Введения..." станет серьезным подспорьем в занятиях библеистикой, богословием, философией, историей Церкви или литургикой".

Последнее "или" не вполне внятно, но это мелочи. "Станет серьезным подспорьем" - обычное для предисловий и аннотаций клише, но только не авторских: о себе так писать не принято. Однако автор полон амбиций, которые намерен предъявить сразу же. Относительно "к сожалению" соглашусь: не без этого, хотя, к сожалению, все сказанное здесь относится и к книжке самого Ястребова. Хочу обратить ваше внимание на логику первых двух предложений: казалось бы, одна из задач этого курса как раз и должна состоять в том, чтобы дать читателям точные и верные представления об иудаизме, порой отсутствующие в популярной литературе. Но нет, автор предпочитает иное: он займется сейчас разоблачением мифов. Конечно, это как-то крупней и увлекательней.

"Введение в иудаизм" - своего рода конспект курса лекций, которые Ястребов читает в Библейско-богословском институте. Теоретически институт должен готовить богословски образованных людей. Но что будет в богословских головах после такого курса и такого введения?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
3197
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
2086
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
2307
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
2265

Другие новости