Юхименко Е.М. Старообрядческий центр за Рогожской заставой. - М.: Языки славянской культуры, 2005, 240 с.
Солдаты, возвращавшиеся с очередной русско-турецкой войны, принесли с собой в Москву страшную моровую язву - чуму. В декабре 1770 года в первопрестольной столице началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771 года. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих, известных еще с 1718 года и принадлежавших староверам-поповцам, приемлющим священство.
Вместо двух закрытых кладбищ у Серпуховской и Тверской застав поповцам по указу Правительствующего Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы (ныне Застава Ильича). Здесь были устроены карантин, больницы и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания умерших. Так возникло знаменитое Рогожское кладбище - всероссийский центр старообрядчества.
На рубеже XVIII-XIX веков на кладбище было построено два величественных собора, Покровский и Рождественский, Никольская часовня была перестроена в камне, рядом с храмами были возведены богадельни, дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи. Опекаемое купцами-миллионщиками (Кузнецовыми, Морозовыми, Рябушинскими, Солдатенковыми и др.) Рогожское кладбище украсилось великолепным собранием древних икон, ценнейшей библиотекой и богатейшей ризницей.
Старообрядчество, представлявшееся сторонним наблюдателям загадочным, замкнутым миром, всегда притягивало к себе интересы российской общественности. Особое любопытство вызывало Рогожское кладбище, которое в шумной и модной Москве тихо жило по укладу "Домостроя" и обычаям допетровской Руси.
Этот общественный интерес впервые попробовал удовлетворить чиновник особых поручений при Министерстве внутренних дел Павел Мельников, более известный как выдающийся русский писатель, публиковавшийся под псевдонимом Андрей Печерский. В 1864-1867 годах он написал "Исторические очерки поповщины", отдельная глава которых была посвящена Рогожскому кладбищу. Будучи чиновным лицом, в обязанности которого входила "борьба с расколом", Мельников отразил в своем сочинении официально-тенденциозный взгляд на старообрядчество. Имея доступ к архивам МВД и Рогожской общины, он пренебрег научной добросовестностью и создал не исторический труд, а некий обличительный памфлет в жанре "их нравы". "Очерки" Мельникова населены прямо-таки гоголевскими типами: прохвостами, фальшивомонетчиками, пьяницами и развратниками. А история Рогожского кладбища, описанная в карикатурном стиле, представлена как бесконечная чреда преступлений и нелепых анекдотов.
На протяжении многих лет "Очерки" Мельникова были единственным сочинением по истории Рогожского кладбища. В 1910 году, к 140-летию существования кладбища, вышел краткий "Очерк истории Рогожского кладбища в Москве", написанный старообрядцем Владимиром Макаровым. Однако и труд Макарова не вполне соответствовал канонам исторического повествования. Среди существенных недостатков этого небольшого сочинения следует отметить обширные заимствования из "Исторических очерков поповщины". Фактически Макаров ограничился конспектированием "Очерков" Мельникова.
Все это позволило старообрядческому журналу "Церковь" в 1911 году с горечью заметить, что "Рогожское кладбище, считающееся, по справедливости, одним из главнейших центров многомиллионного старообрядчества, как это ни странно, до сих пор не имеет своей истории". Прошло почти сто лет, прежде чем Рогожская община обрела достойного историографа.
За эти сто лет многое изменилось. Безбожная советская власть не пощадила Рогожское кладбище. Был закрыт и разграблен величественный Рождественский собор, конфискованы церковные библиотека и архив, разорены многочисленные постройки, наполовину уничтожено самое кладбище. Рогожская застава переименована, а память о прежнем названии сохранилась разве что в песне "Тишина за Рогожской заставою" из кинофильма "Дом, в котором я живу".
Всеобъемлющая панорама истории Рогожской общины от XVIII века до наших дней воссоздана в новейшей книге "Старообрядческий центр за Рогожской заставой" Елены Юхименко.
Доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела рукописей Государственного исторического музея Е.М. Юхименко известна как один из крупнейших специалистов по русскому старообрядчеству. Ее перу принадлежат фундаментальные исследования о староверах-беспоповцах, прежде всего об истории и культурном наследии знаменитой Выговской пустыни в Поморье.
Обратившись к новой для себя теме, Е.М. Юхименко сумела создать беспрецедентный научный труд, основанный на богатейшем архивном материале, с привлечением малодоступных периодических изданий второй половины XIX - начала ХХ века. В оформлении книги использованы уникальные старинные портреты, неизвестные гравюры и фотографии, хранящиеся в музейных фондах. В приложении опубликован ряд архивных документов, позволяющих представить состав Рогожской общины, церковное убранство Покровского и Рождественского соборов.
Новая книга стала прекрасным подарком не только для старообрядцев, отмечающих в этом году 100-летие распечатывания алтарей храмов Рогожского кладбища, но и для всех, интересующихся русской церковной историей и хранящих "любовь к отеческим гробам".