0
1443
Газета Печатное дело Интернет-версия

13.07.2005 00:00:00

История, которая не может устареть

Иннокентий Павлов

Об авторе: Игумен Иннокентий (Павлов) - кандидат богословия.

Тэги: Поснов, История христианской Церкви


М.Э. Поснов. История христианской Церкви (До разделения Церквей 1054 г.). - М.: Высшая школа, 2005, 648 с.

Выход в свет книги известного русского церковного ученого Михаила Эммануиловича Поснова (1873-1931), впервые опубликованной в 1964 г. в брюссельском издательстве "Жизнь с Богом", несомненно, весьма отрадное явление. Поснов принадлежал к тому поколению отечественных ученых, которые при европейском уровне общегуманитарной и богословской подготовки могли дерзновенно ставить проблемы, связанные с историей христианства и церковными разделениями.

В 1913-1919 гг. Поснов был профессором на кафедре истории Древней Церкви в Киевской духовной академии, а затем читал лекции по данной дисциплине на богословском факультете Софийского университета. Собственно они и легли в основу рассматриваемой книги, законченной им за три месяца до кончины.

Прежде всего эта книга поражает всесторонностью охвата материала, дающего представление о том, как формировалась Церковь в первое тысячелетие своего исторического бытия. Данный труд, безусловно, выгодно отличается от заполнивших в последние годы церковные книжные лавки курсов по древней церковной истории, написанных не столько с научной, сколько с идеологической точки зрения. Ученый не только дает слово авторитетным историкам Церкви - православным, католическим и протестантским, он в первую очередь заставляет говорить сами за себя источники.

Впрочем, это несомненное достоинство книги Поснова представляло в ее брюссельском издании известную трудность. Дело в том, что, адресуя ее в качестве учебного пособия студентам-богословам Софийского университета, Поснов обращался к выпускникам прежних семинарий и гимназий, имевшим классическое образование. Для них многочисленные цитаты на греческом и латыни не требовали перевода. Не то - наш нынешний студент (да и не только студент), богослов или религиовед. Учитывая этот факт, издательство обеспечило их перевод, равно как и переводы оригинальных цитат и выражений на европейских языках.

Понятно, что, будучи объективным историческим трудом, книга Поснова по идеологическим соображениям устраивает не всех. Его противники, обычно встав в позу снобов, просто заявляют, что она устарела. На этот аргумент проще всего было бы ответить тем, что более "свежего" курса древней церковной истории, находящегося на таком же академическом уровне, на русском языке пока просто не существует. Однако если мы посмотрим, что произошло в мировой церковно-исторической науке за истекшие десятилетия, то увидим, что книга Поснова далеко не так устарела, как это кто-то хотел бы представить.

Начнем с того, что за это время в научный оборот не было введено новооткрытых древних церковно-исторических источников, а также не произошло уточнения в датировках тех или иных событий древней церковной истории. Классические исследования и курсы общего характера по истории Древней Церкви, появившиеся в последней четверти XIX - первой трети ХХ века, по сей день постоянно находятся в пользовании как у исследователей частных проблем, так и у популяризаторов церковно-исторических знаний, пишущих "Истории Церкви".

В достаточной мере всем этим пользуется и Поснов. При этом следует отметить, что, если сообщенные им сведения в свете позднейших специальных работ можно дополнить и уточнить, то их в любом случае ввиду взвешенной позиции автора не требуется радикально пересматривать. Последнее обстоятельство весьма важно, поскольку, будучи по преимуществу учебным пособием, книга Поснова обладает достаточной степенью надежности. Тем не менее есть важный раздел книги, который, безусловно, требует восполнения для дальнейшего развития науки. Речь идет о церковной историографии и] прежде всего об изданиях церковных источников, появившихся в последние семь с лишним десятилетий. О них говорится в сопровождающих сочинение Поснова комментариях Д. Г. Артемьева. В них содержится много справочного материала, позволяющего современному читателю лучше разобраться в древне-церковных реалиях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1472
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1496
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1224
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
771

Другие новости