Православное единоверие в России/ Сост. П.Чубаров, В.Павлов. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 195 с.
Приподнять завесу неизвестности в малоизученных вопросах часто позволяют юбилеи. Авторы спешно завершают к круглым датам свои исследования, издатели неожиданно находят деньги на их публикацию. Вопреки общепризнанным правилам, к 200-летнему юбилею канонического пребывания старообрядных приходов в лоне Русской Церкви (единоверия), отмечавшемуся в 2000 году, читатели увидели лишь одну небольшую брошюру, посвященную единоверческим храмам в подмосковных Гуслицах. А между тем историческое значение события 200-летней давности чрезвычайно велико.
27 октября 1800 года император Павел I утвердил "Правила единоверия". В них московские старообрядцы представили свои условия, на которых они были согласны воссоединиться с официальной Церковью. Несмотря на то что, согласно этому документу, единоверцы не получили полного равноправия с новообрядными членами Церкви (оно было достигнуто лишь на Всероссийском Соборе 1917-1918 гг.), именно он положил начало официальному существованию старообрядчества в лоне Русской Православной Церкви (РПЦ).
В 2000 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве и Санкт-Петербурге прошли торжества, посвященные 200-летию этого события. Они начались 26 ноября 2000 года в Москве сослужением настоятелей основных единоверческих приходов России на праздничной литургии в церкви Святителя Николы в Студенцах, по завершении которой была организована экскурсия по единоверческим местам Москвы и Подмосковья.
Но прошли торжества, и, кроме нескольких, довольно кратких сообщений в прессе да отдельных докладов, передававшихся единоверцами из рук в руки, ничего не осталось. Этот пробел восполнила недавно изданный в Санкт-Петербурге сборник статей "Православное единоверие в России". В первой части книги собраны материалы юбилейных конференций. Ее открывают приветственное слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, посвященный общим вопросам развития старообрядных приходов РПЦ. В своем докладе митрополит Кирилл отметил, что "возникает насущная потребность по созданию в структуре Московского Патриархата специального координирующего органа по оказанию действующим старообрядным приходам нашей Церкви информационной, юридической и иной поддержки, а также согласования их взаимных действий при контактах с другими старообрядческими согласиями". Эта идея до сих пор является актуальной, в несколько измененном виде она была озвучена в докладе митрополита Кирилла на прошедшем в октябре 2004 года Архиерейском Соборе РПЦ. В соответствии с постановлением этого Собора на заседании Синода 20 апреля 2005 года при Отделе внешних церковных связей создана Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, которая должна начать работу в ближайшее время. Единоверцы возлагают большие надежды на деятельность комиссии, но при этом осознают, что плодотворной ее работа может быть только в том случае, если она будет руководствоваться реальными интересами старообрядных приходов Московского Патриархата.
Безусловный интерес для характеристики взглядов определенной части старообрядцев на единоверие представляет доклад бывшего старшего наставника Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (ныне консультанта Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата) Иоанна Миролюбова. По его мнению, "провести генетическую связь между сегодняшним единоверием и историческим, платоновским становится все труднее. Радикальным образом изменились многие обстоятельства, определяющие весь ход церковной жизни. Изменилось само единоверие, изменилось его положение в Русской Церкви, должны измениться и вновь определиться его цели". Как ни прискорбно, этот вроде бы очевидный факт пока старательно игнорируется большинством старообрядцев-неединоверцев.
Довольно неожиданным для старообрядчества представляется доклад Романа Колесникова, затрагивающий один из актуальнейших для сегодняшнего единоверия вопросов о благодатности (или безблагодатности) крещения с искажением формы таинства, в том числе столь распространенного в РПЦ обливательного крещения. Не защищая эту, безусловно, неканоничную практику (с критикой которой регулярно выступает Патриарх Алексий II), автор тем не менее на историческом материале показывает, что и в древней Церкви встречались отступления от традиционного трехпогружательного крещения. Публикация данного доклада вызвала активизацию продолжающегося среди единоверцев спора, признавать ли за таинство обливательное крещение, совершенное новообрядцами.
В ряде докладов представлены материалы по истории единоверия и знаменного пения в древлеправославном богослужении.
Вторая часть сборника носит название "Исторический архив". Здесь опубликованы некоторые доклады Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев), проходившего в 1912 году в Санкт-Петербурге под председательством митрополита Антония (Храповицкого). Эти материалы хорошо известны узкому кругу исследователей единоверия, однако пока совершенно не знакомы неспециалистам. Здесь же размещены "Пункты" митрополита Платона, статья старосты Никольского единоверческого храма в Санкт-Петербурге академика А.А. Ухтомского "О церковном пении", "Определение о единоверии" Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. и знаменитый доклад митрополита Никодима (Ротова) на Поместном Соборе РПЦ 1971 года "Об отмене клятв на старые обряды".
К сожалению, составителям сборника не удалось избежать некоторых неточностей (например, известное единоверческое село Малое Мурашкино в Нижегородской епархии названо Малыми Мурашками). Огорчают и просто опечатки в тексте. Однако сегодня, когда даже в среде духовенства РПЦ не все реально представляют, что такое единоверие, а значительная часть старообрядцев до сих пор считает его "миссионерской ловушкой", приходится закрыть глаза на эти досадные недочеты. Сам выход новой книги о единоверии можно признать большим событием для представителей православного старообрядчества.