Из современных проблем Церкви. Фрагменты переписки о. Александра Меня. - М.: Фонд имени Александра Меня. 2004, 182 с.
Александр Мень вел активную переписку со многими людьми. Его корреспондентами были и простые прихожане, его духовные чада, имена которых ничего не скажут большинству читателей, и выдающиеся личности, такие, как епископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), епископ Брюссельский Василий (Кривошеин), католический богослов Анри Кафарэль и многие другие. В этой книге корреспондентом о. Александра стал католический священник Всеволод Рошко, живший в Израиле (Всеволод Рошко - знаток восточного христианства, исследователь русской духовности. Его книга "Преподобный Серафим: Саров и Дивеево. Исследования и материалы", изданная в 1994 г., хорошо знакома российскому читателю.) Переписка двух священников датирована 1974 годом, но проблемы, которые обсуждаются в них, не только не утратили своей актуальности, но, может быть, сегодня звучат еще острее, чем в то время.
Прежде всего обоих корреспондентов волнуют вопросы единства христиан. Они остро воспринимают отягощенные историческими причинами непростые взаимоотношения православных и католиков, переживают раскол единой когда-то Христовой Церкви как трагедию. Книга прочитывается на одном дыхании. Во-первых, потому что оба священника необыкновенно образованны и прекрасно осведомлены в тех вопросах, которые ими обсуждаются. Во-вторых, этот диалог ведется на таком уровне, который сегодня просто немыслим. Здесь каждый проявляет не только уважение, но и глубокие знания традиции другого. Именно в этом открывается подлинная жизнь Церкви, которая в тот период была наполнена живым общением людей различных вероисповеданий и различного духовного опыта.
Их объединяло сознание общей боли и общей ответственности христиан за судьбы мира. На таком фоне сегодняшние христиане (независимо от вероисповедания) кажутся легкомысленными и безответственными, как тинейджеры, которые выясняют, кто из них круче. Причем аргументы, к которым прибегают сегодняшние участники диалога по межконфессиональным вопросам, кажутся поверхностными и незрелыми. Переписка Александра Меня и Всеволода Рошко доставляет истинное духовное и интеллектуальное удовольствие, потому что даже в тех случаях, когда они обнаруживают разницу в своих позициях (а это естественно и неизбежно у людей разных исповеданий!), они сохраняют уважение к собеседнику и его мнению. А это свойство сегодня относится почти к реликтовому!
Читая эти письма, открываешь для себя много нового и неожиданного, о чем просто никогда и не помышлял до этого. Болезненные проблемы обретают иной ракурс, а некоторые недоразумения разрешаются сами собой. Например, отношение к христианскому единству о. Александра Меня для многих может оказаться просто откровением. Обычно его обвиняют в огульном экуменизме, в желании соединить всех и вся в одну кучу. Тем не менее он был весьма осторожен в этом вопросе и строго определял различные степени сближения с католиками и протестантами.
Так, в одном из писем он пишет: "Хочу подчеркнуть, что я далек от мысли, будто экуменизм есть нивелирование форм церковной жизни (эта "латинская" тенденция, к счастью, уже изживается католиками). Все национальные формы христианства и благочестия должны остаться и сохранить все неповторимое своеобразие и глубину. Полный спектр культур и этнопсихологических типов может участвовать в общекультурном созидании, и это тоже не грозит стиранием индивидуальных обликов Церквей. Мы можем находить красоту и проникновенность в какой-нибудь африканской мессе, но это не значит, что нам нужно вводить в наших храмах барабаны. Думается, что все национальные Церкви имеют будущее (в том числе и у нас), но только при условии, что они не утратят связь с Целым, они ведь не изолированные островки, а части Тела, которое должно иметь единое кровообращение. Иначе их ждет духовная гангрена".
В приложении к переписке со священником Всеволодом Рошко приведены еще несколько писем Александра Меня к различным лицам, в которых он также касается проблемы единства христиан. Основной лейтмотив его рассуждений состоит в том, что причина расколов внутри христианства заключена в утрате любви. В письме к монахине Викторине, которая также просит его разъяснить вопросы взаимоотношений католиков и православных, он приводит в пример отношения православных со старообрядцами. "Наш Поместный Собор снял клятвы со старообрядцев. Они тоже имеют различие с нами в обрядах и в Символе. Они нас не любят. Но как прекрасно, что мы им первые протянули руку! Именно так нужно поступать христианам, а не ждать, пока другие это сделают (даже если они были виноваты века назад). И что говорить? Раз наша Церковь признает таинства Западной, значит, по существу, нет двух Церквей, а одна, находящаяся в состоянии плачевного раскола. Преодолевается он любовью".
Расколы преодолеваются любовью. Кажется, простая мысль и такая естественная для христианина. А сегодня она мало кому приходит в голову. Не потому ли, что мы, называющие себя православными, католиками, протестантами, все меньше и меньше похожи на христиан?