А.В. Митрофанова. Политизация "православного мира". - М.: Наука, 2004, - 293 с.
В монографии убедительно показывается, что большинство православных политических движений в России носит внецерковный и даже скорее антицерковный характер. Ни одна из Православных Церквей (и менее всего Русская Православная Церковь) не стремится к "православной революции" и тотальной перестройке общества на религиозной основе. Сама Церковь и ее истеблишмент предпочитают играть по старым, сложившимся в обществе и государстве правилам.
Автор выделяет пять православных движений, отличающихся по своей идеологии: политический фундаментализм, неопанславизм, неоевразийство, православный коммунизм и национализм. По мнению Митрофановой, к власти в России рано или поздно придет православно-политическое движение, основанное на одной из этих идеологий.
Автор книги анализирует социально-психологические характеристики таких групп, как "новые православные интеллектуалы" и "новые верующие" в России и в других "православных странах". Она полемизирует с устойчивой точкой зрения, что сторонники политизации являются в традиционном смысле религиозными людьми. В книге демонстрируется, что представителям "политического православия" присуща некая особая "идеологическая" религиозность, часто не предполагающая каких-либо знаний о вере или воцерковления.
Сторонниками православно-политических движений становятся люди, которые в основном слабо знают даже основы веры. Их идеологи, как правило, не только не принадлежат к духовенству, они и о богословии имеют лишь весьма смутное представление. Они склонны к свободной интерпретации православного учения и спокойно относятся к тому, что большинство их последователей откровенно пренебрегают в быту церковными правилами и обрядами.
Автор монографии полагает, что, хотя значительная часть российского общества готова принять идеи политического православия, православно-политические движения пока не имеют массовой поддержки, необходимой для прихода к власти. Сейчас эти движения тратят свою энергию не столько на то, чтобы завоевать симпатии большинства, сколько на то, чтобы непосредственно влиять на правящую элиту России.
По мнению Митрофановой, эти попытки обречены на провал, если в ближайшее время православно-политические силы не предпримут шаги по привлечению масс. Именно такая тактика принесла успех большинству исламских движений мира. Наиболее вероятным способом действия может быть создание сети альтернативных социальных структур: поликлиник, благотворительных столовых и т.п. Автор прогнозирует в обозримом будущем резкий рост влияния политического православия на российское общество.
Заключительная часть работы посвящена анализу механизма политизации традиционно "православных" государств. Первыми кандидатами на присоединение к православному миру являются государства, в которых у власти находятся пророссийские силы, даже если их приверженность православию носит идеологический характер (например, Белоруссия). Что касается таких, с формальной точки зрения "безукоризненно" православных государств, как Греция или Румыния, то они, по мнению автора, вообще могут оказаться за пределами православного мира во главе с Россией. Они могут предпочесть консолидацию с Константинопольским Патриархатом, являющимся конкурентом Москвы, и ориентацию на Европейский союз и НАТО.