Джон Хедли Брук. Наука и религия. - М.: Изд-во Библейско-богословского ин-та им. св. апостола Андрея, 2004.
Библейско-богословский институт имени св. апостола Андрея выпустил новую книгу в серии "Богословие и наука". Издание впечатляет: отличное оформление и профессионально выполненный перевод. Его название - "Наука и религия" - почти зеркально отражает название серии. Автор книги Джон Хедли Брук, профессор науки и религии Оксфордского университета, ставит перед собой поистине бэконовскую задачу: освободить разум от предрассудков и суеверий (как известно, Фрэнсис Бэкон среди прочих выделял "идолов театра", которые, как известно, представляют собой мир застывших идей философского толка, а также "идолов пещеры" - личных заблуждений).
Хедли Брук настаивает, что "при отсутствии исторического понимания продолжают жить многие мифы, повторяются многие ошибки, многие современные дискуссии не дотягивают до тех глубин, которых достигали мыслители прошлых эпох". С какими же "мифами" сражается автор?
Одним из первых и самых опасных можно смело назвать яростное противопоставление науки, точного и истинного знания, эмпирически проверенного и служащего на благо человечеству, и религии, чьи догмы потому и догмы, что их приходится брать на веру. В наших умах довольно прочно заняли позиции образы свободолюбивых ученых, смело воюющих с оголтелыми "церковниками", стремящимися подорвать у людей веру в себя и сжечь на кострах всех ведущих астрономов планеты.
Вторым, тоже довольно распространенным мифом вполне может служить убеждение, что наука призвана удовлетворять одни потребности общества, а религия, что подтверждается всем ее многовековым опытом, - совсем иные. Они полностью и навсегда изолированы друг от друга. "В поддержку этого представления о разделении сфер, - пишет автор, - часто привлекается исторический анализ, поскольку всегда можно заявить, что в прошлом конфликты были вызваны непониманием. Если бы духовенство не обожествляло силы природы и если бы ученые в своей надменности не воображали, что научная информация отвечает глубинным запросам человеческой души, все было бы прекрасно и замечательно". Еще Карл Густав Юнг подметил, что позитивистский подход к изучению религии ни в коей мере не может быть обоснованным, ведь религию в любом случае нельзя игнорировать - она не сводима к проискам духовенства и изготовлению "опиума для народа".
Третий "идол пещеры" указывает на то, что "некоторые религиозные представления могут послужить стимулом к научной деятельности". Например, известный социолог Роберт Мертон считал, что расцвет науки в Англии XVII века многим обязан пуританскому мировоззрению населения. Также существует ошибочное представление о том, что наука - уникальный продукт еврейско-христианской культуры. Но в этом случае упускается из виду огромный вклад в науку мусульманских мыслителей и ученых, которые не просто сохранили греческое научное наследие, но и привнесли в него множество новых и ошеломляющих открытий.
Что же объединяет эти три общеизвестных мифа? Как водится, миф не есть голословная выдумка, он зиждется на вполне законных основаниях, и с ним все не так уж просто. Но в первом, втором и третьем случаях наличествуют некоторая односторонность и довольно четкое противопоставление феноменов науки и религии. Сам Хедли Брук подчеркивает, что целью данного труда является не отрицание этих трех предположений, но желание продемонстрировать читателю следующее: "Уроки истории далеко не так просты, как кажется". "История в действительности учит нас многогранности", - утверждает автор.
О чем же свидетельствует вышеозначенная историческая многогранность? Дело в том, что вдумчивому читателю следует избегать так называемого "принципа презентизма", то есть рассмотрения прошлого с точки зрения настоящего. Бытует заблуждение, что ученые прежних веков ничуть не отличались от нынешних, но, разумеется, этот подход в корне неверен.
К примеру, утверждение, что "благодаря научным исследованиям можно узнать нечто о Боге", для уха современного человека звучит по меньшей мере странно. Но до "Происхождения видов" Чарлза Дарвина это мнение сплошь и рядом фигурировало в сочинениях британских ученых! Вообще же убеждение в том, что такие мужи науки, как Ньютон или Галилей, вкрапляли в свои труды рассуждения о Боге, только чтобы "умилостивить" церковные власти, - крайне далеко от истины.
Итак, речь идет о перемене угла зрения. История в этом разрезе представляется очень многогранным процессом, и только тщательное изучение разных его граней дает, как выясняется, четкое и структурированное представление о реальности. Книга будет интересна самому широкому читателю, так как автор счастливо избежал излишней "перегруженности" текста и в то же время удержался от столь модного сейчас популяризаторства. Этот тщательный исторический анализ лишен предвзятости и никаких целей, кроме выявления истины, не преследует. За это автору большое спасибо.
Надо отметить, что в этой же серии вышли такие книги, как "Смысл земли" Оливье Клемана, "Богословие в век науки" Артура Пикока и "О нравственной природе вселенной" Ненси Мерфи и Джорджа Эллиса. Все они утверждают актуальность теологии и ее непреходящую значимость в современном мире.