0
1128
Газета Печатное дело Интернет-версия

02.02.2005 00:00:00

Может ли христианин быть демократом?

Тэги: Щипков, христианин, демократия


Александр Щипков. Христианская демократия в России. - М.: 2004, 120 с.

В околоцерковных кругах существует стойкое убеждение в том, что христианин может быть только монархистом. Сторонники этой точки зрения считают, что любая другая форма правления заведомо хуже самодержавия, а слова апостола Павла о том, что "нет власти не от Бога", обычно не вспоминаются. При этом сторонники монархического православия обычно забывают о сложных церковно-государственных отношениях в Российской империи, поскольку православие было идеологическим символом власти, но само оставалось бесправным.

Это бесправие сохранилось в советское время, и лишь с началом перестройки Церковь получила возможность так или иначе участвовать в политической жизни страны. Появились политики, с большим или меньшим успехом использующие религиозные факторы, в том числе и христианские демократы, о которых в России практически никто не слышал. Просуществовав несколько лет, они исчезли с политической сцены, оставив массу вопросов. Ответы на них можно найти в новой книге Александра Щипкова "Христианская демократия в России".

Она представляет собой исследование, в котором автор пытается проанализировать судьбы российских христианских демократов. Издание содержит большое количество ранее не публиковавшихся материалов из архива Александра Щипкова, который был непосредственным очевидцем и участником описываемых событий. Однако "Христианская демократия в России" - не мемуарная литература, не ностальгическое исследование о романтиках в политике, а небольшая монография. Ее цель - проанализировать причины появления христианских партий и движений в современной России.

Из данной работы читатель узнает о том, что религиозные поиски в отечественной политике ХХ века прошли два этапа: "кухонный" и "публичный". Первый начался еще при советской власти, второй - в начале перестройки и в несколько измененном виде продолжается до сих пор. Следует отметить, что российские политические хождения в религию страдали теми же болезнями, что и поиски русской интеллигенции XIX века. И те и другие были "страшно далеки от народа". Западникам и славянофилам XIX века казалось, что стоит найти удачную модель развития общества, как российская действительность преобразится и люди понесут с базара Белинского и Гоголя (или Евангелие и Псалтырь).

Христианские демократы конца XX века предположили, что стоит внести в политику христианские ценности, как тут же борьба за власть станет рыцарской, исчезнут многие социальные пороки, а в человеке все станет прекрасно. При этом никто не заботился о том, насколько красивые идеи соответствуют реальной действительности.

В результате христианская демократия в России снова ушла на кухню. Александр Щипков называет несколько причин этой неудачи: отсутствие в России христианско-демократической традиции, социальной базы и поддержки со стороны Русской Православной Церкви.

В свое время христианскими демократами были такие разные люди, как Виталий Савицкий, священники Глеб Якунин и Вячеслав Полосин. Однако, как полагает автор, несмотря на краткость существования христианско-демократического движения в России, оно тем не менее оказало некоторое влияние на политическую жизнь страны и стало составной частью истории демократического движения России переходного периода.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1722
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3681
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2739
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2231

Другие новости