Александр Щипков. Христианская демократия в России. - М.: 2004, 120 с.
В околоцерковных кругах существует стойкое убеждение в том, что христианин может быть только монархистом. Сторонники этой точки зрения считают, что любая другая форма правления заведомо хуже самодержавия, а слова апостола Павла о том, что "нет власти не от Бога", обычно не вспоминаются. При этом сторонники монархического православия обычно забывают о сложных церковно-государственных отношениях в Российской империи, поскольку православие было идеологическим символом власти, но само оставалось бесправным.
Это бесправие сохранилось в советское время, и лишь с началом перестройки Церковь получила возможность так или иначе участвовать в политической жизни страны. Появились политики, с большим или меньшим успехом использующие религиозные факторы, в том числе и христианские демократы, о которых в России практически никто не слышал. Просуществовав несколько лет, они исчезли с политической сцены, оставив массу вопросов. Ответы на них можно найти в новой книге Александра Щипкова "Христианская демократия в России".
Она представляет собой исследование, в котором автор пытается проанализировать судьбы российских христианских демократов. Издание содержит большое количество ранее не публиковавшихся материалов из архива Александра Щипкова, который был непосредственным очевидцем и участником описываемых событий. Однако "Христианская демократия в России" - не мемуарная литература, не ностальгическое исследование о романтиках в политике, а небольшая монография. Ее цель - проанализировать причины появления христианских партий и движений в современной России.
Из данной работы читатель узнает о том, что религиозные поиски в отечественной политике ХХ века прошли два этапа: "кухонный" и "публичный". Первый начался еще при советской власти, второй - в начале перестройки и в несколько измененном виде продолжается до сих пор. Следует отметить, что российские политические хождения в религию страдали теми же болезнями, что и поиски русской интеллигенции XIX века. И те и другие были "страшно далеки от народа". Западникам и славянофилам XIX века казалось, что стоит найти удачную модель развития общества, как российская действительность преобразится и люди понесут с базара Белинского и Гоголя (или Евангелие и Псалтырь).
Христианские демократы конца XX века предположили, что стоит внести в политику христианские ценности, как тут же борьба за власть станет рыцарской, исчезнут многие социальные пороки, а в человеке все станет прекрасно. При этом никто не заботился о том, насколько красивые идеи соответствуют реальной действительности.
В результате христианская демократия в России снова ушла на кухню. Александр Щипков называет несколько причин этой неудачи: отсутствие в России христианско-демократической традиции, социальной базы и поддержки со стороны Русской Православной Церкви.
В свое время христианскими демократами были такие разные люди, как Виталий Савицкий, священники Глеб Якунин и Вячеслав Полосин. Однако, как полагает автор, несмотря на краткость существования христианско-демократического движения в России, оно тем не менее оказало некоторое влияние на политическую жизнь страны и стало составной частью истории демократического движения России переходного периода.