Старообрядчество в России (XVII-ХХ вв.): Сборник научных трудов. Вып. 3. Сост. Е.М. Юхименко. - М.: Языки славянской культуры, 2004, 568 с.
Многовековая история старообрядчества подобна долгому пути к "неведомому граду Китежу", заветной мечте православного христианина. Этим путем уже более ста лет идет "очарованный странник" - русский ученый. Научные труды - его путевые записки, которые интересно и увлекательно читать. И хорошую книгу, посвященную старообрядчеству, можно сравнить с захватывающим описанием какой-нибудь далекой и необычной страны. Например, Древней Руси┘
За три с половиной века своей истории старообрядцам довелось испытать много несправедливости, притеснений и открытых гонений. И все же мощная духовная, созидательная сила, отличавшая движение приверженцев "старой веры", не раз помогала им не только выстоять в крайне тяжелых и неблагоприятных условиях, но и использовать малейшую возможность для возрождения древнерусских традиций.
Все это позволило знаменитому историку Церкви Антону Карташеву (1875-1960) утверждать, что именно в старообрядчестве наиболее полно отразилось религиозное чувство "нежной русской души". Ведь "ни у одного из христианских народов не наблюдается столь напряженного культового благоговения, как у русских". По мнению Карташева, старообрядчество явилось "пароксизмом" (взрывом, вспышкой) "самой характерной и ценной черты православно-кафолической религиозности русского народа".
Уникальный феномен старообрядчества как магнит притягивает к себе внимание исследователей. Но до сих пор основным источником сведений о "старой вере" остаются по большей части дореволюционные публикации литературных произведений и архивных документов. Дальнейшее изучение истории и культуры старообрядчества требует расширения источниковой базы, выявления и публикации архивных документов, сочинений писателей-староверов.
Этой цели призван служить сборник "Старообрядчество в России", издающийся под редакцией доктора филологических наук Елены Юхименко. В третий выпуск сборника вошли исследования, основанные на новом материале, выявленном учеными в библиотеках, архивах и музеях.
Сборник построен по тематико-хронологическому принципу и открывается статьями, посвященными первым деятелям старообрядчества эпохи церковного раскола середины XVII века, епископу Коломенскому Павлу, протопопам Иоанну Неронову и Аввакуму Петрову.
Завершают сборник статьи, посвященные предреволюционному "золотому веку" старообрядчества и повествующие о знаменитых предпринимателях, "фарфоровом короле" Матвее Кузнецове и текстильном магнате Викуле Морозове. А между серединой XVII и началом XX века укладывается вся непростая история "старой веры", рассказанная в статьях о старообрядческой книжности, искусстве и предпринимательстве.
Редактор сборника отмечает в предисловии: "Все без исключения статьи основаны на новых источниках, выявленных исследователями в рукописных хранилищах, архивах и музеях. Материал сборника сгруппирован таким образом, что целый ряд проблем получает всестороннее освещение в статьях разных авторов. Предлагаемые вниманию читателей исследования не ограничиваются рамками только старообрядческой проблематики, но освещают и более широкие вопросы, в частности освоение Сибири, развитие отечественной промышленности, судьбу икон знаменитой Строгановской школы".
Безусловно, новая книга о "старой вере" будет интересна всем, кто не равнодушен к истории и культуре России. Собранные в ней уникальные материалы позволят читателю лучше представить себе старообрядчество, углубить свои знания об этом чрезвычайно сложном и многогранном явлении. Вооружившись этой книгой, как турист путеводителем, читатель может смело отправляться в путешествие по допетровской Святой Руси, которая не только не умерла, но и живет среди нас.