Татьяна Фадеева. Образ и символ. - М.: Новалис, 2004. 254 с.
Недавно вышедшая в свет книга "Образ и символ", написанная кандидатом исторических наук, писательницей и исследовательницей Татьяной Михайловной Фадеевой, рассказывает о непреходящей важности символов в нашей жизни. Действительно, врата в сакральное пространство мифа, в космос циклического, а не линейного времени стали до невероятия узки. Нынешний человек питается суррогатами, потеряв представление о "вечном возвращении" в мир изначальных мифов, а потребность прикоснуться к божественному источнику остается.
Мы подчас не видим необходимости знать то, что люди знали веками, и не презирать это знание как нечто "фантастическое и неразумное". К сожалению, потери на этом пути неисчислимы, поэтому и пишутся книги, говорящие о символике бытия.
На первой же странице автор приводит слова из апокрифического Евангелия апостола Филиппа: "Истина явилась в мир не обнаженной, но в символах и образах". Это означает, что символ помогает преодолеть фрагментарность нынешнего сознания, он демонстрирует нашу причастность мировой культуре, возвращает нас к истокам души, а значит, и к смыслу мира.
На первый взгляд символы, которым автор посвящает свою книгу, общеизвестны, так как постоянно присутствуют в нашем культурном пространстве, это - крест, храм, число, камень, круг и т.д. Но так кажется только на первый взгляд, потому что за каждым из них скрывается богатейшее сплетение значений и образов, делающее эти таинственные понятия глубокими колодцами. Они вмещают живую воду всех эпох земли, знание о священном. Понимание этих символов позволяет нам услышать другие культуры и ощутить свою как часть некоего целого.
Замечательный современный философ Владимир Библер писал, что культуры - это самостоятельные голоса из времени, которые общаются друг с другом на равных, а не как более развитые с менее развитыми. Он настаивал, что внешность обманчива и то, что современный человек принимает за иррациональное - культурный опыт Востока, наследие Средневековья, - по сути не является таковым. Диалог - это всегда разговор "разных разумов", ведь только с разумным можно вступать в беседу.
Говоря о природе символа, Татьяна Фадеева призывает именно к этому: к диалогу культур, к возможности увидеть в древних образах не только их эстетическое наполнение, но и духовный, разумный смысл. Но "разумный" не значит "рассудочный". Сам автор объясняет это так: "Символ уводит нас в области, лежащие за пределами сухого рассудка, ибо при соприкосновении с миром божественного рассудок должен допустить свою некомпетентность. Так как существует бесконечное множество вещей за пределами человеческого понимания, то мы постоянно пользуемся символической терминологией, чтобы представить понятия, которые не можем определить или полностью осознать". А терминология эта выработана веками и несет на себе отпечаток различных культур и эпох, позволяющих нам "вместить невместимое".
Разумеется, говоря о символах и образах, автор вступает в диалог с легендарным Дионисием Ареопагитом, Карлом Густавом Юнгом, Мирча Элиаде, Рене Геноном, то есть теми, кто посвятил свое существование постижению смысла духовных традиций Земли. Все они так или иначе сходятся в одном: символы представляют собой основу человеческого бытия, его фундамент, корнями уходящий в непостижимые духовные сферы. Отрыв от божественных символов, говорит Юнг, грозит человеку дезориентацией в психическом и реальном пространстве. В сознание начинает вторгаться бессознательный, непроработанный "низ", не сдерживаемый ничем. Массовые психозы, дикие социальные доктрины, кровопролитные войны - плата человека за отказ от гармонизации своего внутреннего пространства, от стремления интегрировать фрагменты своей психики.
Немалая часть книги посвящена "сакральной географии" Земли и науке геоманасии - учении о том, что наша планета (Гея) есть одушевленное тело, занимающее в структуре космоса свое неповторимое место. Это не поэтическое допущение и не красивая метафора, а голос знания, к которому нельзя не прислушаться. Упоминания о живой душе Геи все чаще мелькают на страницах книг, хотя современная наука пока не поддерживает эти древние предположения. Сакральная география - та же география человеческой души.
Напоследок автор подробнейшим образом анализирует одну из самых значимых легенд Средневековья - легенду о Святом Граале, священной чаше, наполненной кровью Христа. Грааль на протяжении многих веков был символом поиска внутренней цельности. В последнее время интерес к этой теме переживает новый всплеск, хотя тайна Грааля всегда притягивала умы, в частности для Юнга этот символ играл основополагающую роль в его аналитической психологии.
Неудивительно, что композиционно книга Татьяны Фадеевой завершается тщательным и любовным анализом средневековой легенды и ее толкований. Грааль - символ сердца божественного и человеческого. Следовательно, постигая наследие и опыт разных культур, в том числе и своей, мы возвращаемся к себе. Или, по крайней мере, задумываемся о возвращении.