Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты / Под ред. Р.И. Беккина. - М.: Умма, 2004, 283 с.
Издательство "Умма", специализирующееся на публикации преимущественно мусульманской религиозной литературы, выпустило совместно с Институтом востоковедения РАН уникальный труд, посвященный такому пока еще малоизвестному в России явлению, как исламские финансы. Данная книга представляет собой сборник, куда, по замыслу его составителя - специалиста по мусульманскому праву и исламскому страхованию Рената Беккина, вошли работы об исламской экономике и финансах.
Андрей Журавлев, известный специалист по исламскому банковскому делу, немало лет на практике изучавший механизм функционирования исламских банков в различных странах, представлен в сборнике двумя статьями: "Концептуальные начала исламской экономики" и "Принципы функционирования исламских банков". В статьях большинства авторов сборника исследуется опыт или по меньшей мере перспективы реализации идеи исламской экономики в России. Так, например, в статье Рената Беккина "Правовые основы исламского страхования" отдельный раздел посвящен перспективам реализации в России концепции исламского страхования.
Среди авторов сборника немецкий исламовед Михаэль Кемпер. Его фамилия в сборнике оказалась не случайно. Кемпер свободно владеет русским языком и написал на нем большое число своих статей, в том числе и статью "Мусульманская этика и "дух капитализма", вошедшую в сборник. В ней анализируются экономические воззрения известных средневековых татарских ученых Мехмеда Биргеви и Утыза Имяни.
Изучая статьи авторов сборника, с удивлением отмечаешь, что позиции мусульманских экономистов прошлого и современности зачастую пересекаются со взглядами западных экономистов. Например, одним из краеугольных камней исламской экономической модели является запрет процента по кредитам. Однако мало кто вникал, в чем причина его осуждения мусульманскими учеными. В сборнике помимо религиозных аргументов приведены рациональные доводы. К ним нельзя не прислушаться, особенно если много веков спустя их слышишь (пусть немного в другой интерпретации), в частности, из уст Сороса, наверняка ничего не слышавшего ни о Биргеви, ни о других выдающихся ученых мусульманского Востока.
"Я сделал состояние на мировых финансовых рынках, - признается Джордж Сорос, - и тем не менее опасаюсь, что сегодня бесконтрольный капитализм и распространение рыночных ценностей на все сферы жизни ставят под угрозу будущее нашего открытого и демократического общества". После таких откровений вполне убедительным покажется вывод, сделанный одним из авторов сборника: "┘Утверждая, что процент по большому счету несет в себе слишком мощный разрушительный потенциал, ислам оказывается не столь прагматичен, как Запад. Он более рационален... так как более дальновидно рассматривает проблему в стратегическом контексте".
Учитывая неподготовленность большинства читателей к освоению столь специфической проблематики, авторы постарались доходчиво и подробно разъяснить, что такое мусульманское право и какую роль оно играет в правовых системах мусульманских стран, что такое исламская экономическая модель и какое влияние она оказывает на экономическую активность мусульман в наши дни.