0
2201
Газета Печатное дело Интернет-версия

20.10.2004 00:00:00

Сказка о благочестивом ребенке

Тэги: Дронов, Наташа, азбука


Протоиерей Валентин Дронов. Наташина азбука. - М.: Храм Владимирской иконы Божией Матери, 2004, 650 с.

Написать хороший учебник - чрезвычайно сложная задача, особенно если он предназначен для детей и связан с таким деликатным предметом, как вера. Тем более если автор хочет написать книжку "про все, все, все": про славянский и греческий языки, богословие, историю Православной Церкви. При этом он еще желает, чтобы "азбука" учила детей жить по-православному в занимательной форме. Поставив такие масштабные задачи, любой педагог может стать заложником собственного стремления объять необъятное.

Не стала исключением и книга протоиерея Валентина Дронова "Наташина азбука", безусловно, написанная с любовью и искренним стремлением создать хорошую "православную энциклопедию для детей". Издание приятно взять в руки: прекрасная бумага, обилие иллюстраций, разнообразные шрифты, использованные для оформления цитат из Библии и святых отцов, четко структурированный грамматический материал по церковно-славянскому языку. Все это производит хорошее впечатление и невольно заставляет внимательно прочитать это "пособие по православию" для детей старше восьми лет.

Сюжетную основу книги составляет история жизни девочки Наташи, которой к началу занятий исполняется семь лет. Если верить автору, главная героиня - очень благочестивый ребенок. Она никогда не спорит с родителями и крестной, еженедельно причащается и соблюдает все посты. В начале "Азбуки" у нее нет друзей. Каждый день после школы девочка приходит домой, быстро делает уроки и начинает заниматься с двумя подружками-куклами изучением церковно-славянского языка, богословия и основ православной духовной жизни. Ее режим дня при этом совершенно ненормален для любого ученика: сначала школа, потом выполнение домашнего задания и "изучение православия", которое продолжается с половины третьего до 10-11 вечера. Во всяком случае, так описывает ситуацию протоиерей Валентин Дронов.

Наташа практически не гуляет, часто не ужинает и при этом каждую неделю постится перед причастием со среды по субботу. Лишь в конце книги девочка, исполняя послушание своего духовника-старца, начинает гулять и ужинать. Хочется спросить: какой нормальный ребенок выдержит в семь лет такой ритм жизни да и захочет ли маленький мальчик или девочка подражать главной героине? Видимо, нет. Скорее всего его будет раздражать примерная и довольно скучная девочка, а может быть, он испытает жалость к одинокому малышу, у которого нет друзей или подружек.

Идеальный ребенок - плохой пример для подражания, поскольку большинство детей просто не верят в его существование. Кроме того, автор учебника даже не постарался придать образу Наташи хоть видимость правдоподобия. Это особенно заметно, когда читаешь диалоги, помещенные в книге. Беседы девочки с куклами о православии мало напоминают речь младшего школьника. Напротив, создается впечатление, что составитель "Наташиной азбуки" просто вкладывает в "уста младенца" собственные и святоотеческие размышления о православии, которые часто выглядят чужеродными. В качестве примера можно привести рассказ Наташи, как она съездила в храм с ночевкой. Отвечая на вопрос кукол, как она провела время, девочка говорит: "Разговаривала с батюшкой, настоятелем храма. Он мне немножко еще рассказал про то, что Сын Божий воипостазировал человеческую плоть. Сейчас быстренько сделаю уроки и расскажу".

Услышав от семилетнего ребенка слово "воипостазировал", многие родители с грустью подумают, что сына или дочь неплохо бы показать доктору на предмет переутомления. Но это еще цветочки, ягодки начинаются, когда слушаешь Наташиных наставников: крестную мать, куклу Матрону - дочку боярина Морозова да подружку Олю (девушку лет 18, недавно ушедшую в Дивеевский монастырь). Они выдают читателю весь набор традиционных мифологем консервативного православия. Среди них можно отметить гипертрофированное внимание к телесному посту ребенка, безудержное восхищение перед монашеством, гимны послушанию, тоску по государственному православию и твердую уверенность в том, что в допетровской Руси жизнь была не в пример лучше, чем сейчас.

Подобная обращенность в прошлое превращает христианство в угрюмое мировоззрение, которое ничего общего с евангельскими заповедями не имеет. В качестве примера приведем высказывание Наташи о роли духовника в ее жизни: "Велел (духовник. - А.З.) ужинать, гулять. Все по послушанию. Теперь у меня будет сплошное послушание┘ Что поделаешь: раз духовник велел - придется слушаться. Крестная сказала, что я должна духовнику в рот смотреть и радоваться своему счастью и что он для меня самый главный человек на свете". Не думаю, что это полезно - заставлять ребенка смотреть кому-то "в рот". К сожалению, плоды подобного воспитания впоследствии могут быть весьма горькими. Однако это уже совсем другая история.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1719
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3678
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2731
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2230

Другие новости