Какичи Кадоваки. Дзэн и Библия. - М.: Изд. Библейско-богословского института, 2004, 224 с.
Доказывать сходство духовных практик разных религий - занятие в высшей степени захватывающее и модное. Перед нами книга, основная мысль которой состоит в том, что у христианства и дзэн-буддизма много общего. Автор за столь необычную широту взглядов может рассчитывать на благодарные отзывы "политкорректных" критиков и представителей разных конфессий. Подобную толерантность можно только приветствовать, если бы не один странный факт.
В стремлении объединить опыт разных религиозных традиций некоторые христиане постоянно призывают других христиан учиться у мусульман, буддистов, иудеев┘ В самом стремлении взять у других лучшее и внести это в свой личный мистический опыт нет ничего плохого. Огорчает другое - многочисленные "паломники в страну Востока" часто игнорируют многовековой опыт христианской традиции и придают личным религиозным переживаниям и поискам абсолютный характер.
Книга католического священника и мастера дзэн Какичи Кадоваки страдает всеми этими недостатками. Автор сначала много лет посвятил изучению дзэна, потом стал членом ордена иезуитов, и естественно, что в его жизни духовные практики буддизма и христианства являются важным взаимодополняющим опытом. Собственно, вся книга посвящена рассказу о сходстве этих религий. "Дзэн и Библия" содержит много интересных наблюдений, в ней анализируются некоторые евангельские тексты и буддистские коаны, рассказывается о системе послушаний в католических и восточных монастырях.
Безусловно, читателю будет небезынтересно познакомиться с практикой дзэн глазами христианина, но метод, избранный автором книги, ее основная идея практически сводят на нет ценность этого материала.
Повествование построено по принципу детского мультфильма "Что на что похоже". Например, Какичи Кадоваки рассказывает о том, что распорядок дня в буддийском монастыре очень похож на жизнь в католическом. Послушники или монахи рано встают, много молятся, усердно трудятся в своих обителях, открывают помыслы наставнику, ведут чистую и воздержанную жизнь. На этом основании автор делает вывод о близости двух религиозных традиций.
И все-таки сходный распорядок дня еще ни о чем не свидетельствует, поскольку примеров учреждений со строгим режимом очень много. С помощью случайных аналогий "мастер дзэн" доказывает близость коана "Великий мастер Ба заболел" с повествованием о смерти Спасителя. Автор называет этот прием новой библейской герменевтикой, но объяснение новозаветных текстов через дзэнскую традицию выглядит довольно натянутым. Сравнение многих отрывков из Священного Писания с буддийскими текстами носит поверхностный характер. Приводятся частные мнения самого Какичи Кадоваки и нескольких буддийских монахов, с которыми он беседовал по этому поводу, но это совершенно не убеждает.
Еще одна особенность книги - это постоянное напоминание о ничтожности интеллектуальных способностей человека и о нежелательности их применения в мистической практике. Автор с восторгом приводит многочисленные парадоксы дзэна, направленные на то, чтобы ученик вышел за границы собственного "я", "отключил голову" и стал бы активно практиковаться в медитациях, в определенной системе дыхания, чтобы достичь нового религиозного опыта. При этом мастер дзэн постоянно упрекает западное христианство за излишнее стремление к рационализму и схоластическим рассуждениям.
По мнению автора, оно часто мешает понять подлинный смысл учения Иисуса, а тем самым и сущность христианства. В качестве альтернативы католический священник и одновременно мастер дзэн предлагает медитации у распятия и отказ от собственных потребностей. Автор приводит множество примеров из дзэнской практики. У большинства из них, по его мнению, есть эквивалент в древней христианской традиции Востока или Запада. Какичи Кадоваки с восторгом рассказывает о великих учителях дзэн, сравнивая их поступки с поступками Христа, что выглядит довольно странно в устах христианина.