Фарид Асадуллин. Москва мусульманская. - М.: Умма, 2004, 253 с.
Сегодня, когда пересматриваются многие устоявшиеся стереотипы национального самосознания, книга Фарида Асадуллина, без сомнения, станет вкладом в формирование нового взгляда на историю взаимоотношений не только различных российских этносов, но и двух основных религий России: христианства и ислама. Не отрицая того, что Москва всегда была центром российского православия, автор на основании подлинных исторических документов шаг за шагом восстанавливает жизнь мусульманской общины столицы с момента ее возникновения и до сегодняшних дней.
Тщательно и скрупулезно в книге оцениваются сведения из различных источников, которые в советской историографии упоминались вскользь и доступ к которым был затруднен или вовсе закрыт. Большой интерес представляют сведения об истории первой московской мусульманской общины, упоминания о которой в официальных документах относятся к XIII веку.
Москва, будучи столицей великой державы, притягивала к себе представителей разных народов и вероисповеданий и слыла городом, где терпимо относились к разным религиям и обычаям, естественно, при условии уважения иноземцами исконных московских порядков. Подтверждением тому служит Татарская слобода в Замоскворечье, где до сих пор названия улиц и переулков свидетельствуют о ее прежних жителях. В книге подробно рассказывается об истории самой слободы и мечети, которая расположена на Большой Татарской улице.
Автор затрагивает тему влияния исламской религиозной мысли на полемику о путях развития России, развернувшуюся во второй половине XIX века в среде русской интеллигенции и известную как полемика между западниками и славянофилами. Многим знакомы взгляды литературного критика Н.А. Добролюбова на русскую действительность, однако мало кто знает его высказывания об исламе и мусульманах. Общение с мусульманами оказало влияние и на творчество таких великих русских писателей, как Достоевский и Толстой.
Особенно интересно описание событий революционных лет и Гражданской войны. В книге подробно рассказывается о том, какие перемены происходили в то время в московской мусульманской общине. Столица первого в мире социалистического государства стала "сборным пунктом" борцов за светлое будущее всех народов мира, в том числе и "угнетенных трудящихся Востока". В 1920-е годы московские мечети посещали такие известные деятели, как бывший в то время слушатель Коммунистического университета трудящихся Востока турецкий писатель Назым Хикмет, член партии "Индийский национальный конгресс" профессор Баракатулла, лидер младотурок (впоследствии руководитель движения басмачей в Средней Азии) Энвер-паша.
Много места в книге посвящено жизни московских мусульман при советской власти. Это особенно интересно, поскольку данной темы не касался практически ни один исследователь. История мусульманской общины в столице страны победившего социализма содержит немало поучительных и интереснейших страниц, наглядно демонстрирующих, что такое свобода совести в те годы. В повествовании об этих трудных и тяжелых годах нет беспочвенных домыслов или оголтелой критики. Оно целиком базируется на архивных документах Совета по делам религий при Совете министров СССР и воспоминаниях современников.
Эта часть книги порой читается как захватывающий детектив, повороты сюжета которого заранее не известны. Чего стоит, например, история с попыткой сноса Соборной мечети на проспекте Мира в период подготовки к Олимпиаде 1980 года!
Большой интерес представляет также описание новейшей истории Московского муфтията, созданного после крушения старой централизованной и подконтрольной властям системы Духовных управлений мусульман советского времени. В книге содержится немало сведений об участии нынешних представителей мусульманского духовенства в политической жизни столицы и всей Российской Федерации. Никто уже не сможет отрицать, что исламский фактор является одним из важнейших в жизни современной России. Несомненно, эта книга вызовет интерес у политологов, исламоведов и просто людей, которым небезразлична судьба Отечества. Она будет интересна и простым москвичам, так как содержит информацию о неизвестных страницах жизни российской столицы.