Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). Опыт церковно-исторического исследования. - СПБ., 2003, 460 с.
Книга представляет собой подробное исследование различных аспектов монашеской жизни в Византии. Несмотря на то что она была написана в конце XIX века, многие наблюдения автора не потеряли актуальности до настоящего времени. Тем более что в последние десятилетия в церковной и околоцерковной среде вновь ожили многочисленные мифы о благочестии и святости всех без исключения монахов. Может быть, подобный пиетет основан на известном выражении "Свет инокам - ангелы, свет мирянам - иноки". Сейчас уже невозможно установить точное время появления этого высказывания. Однако его популярность свидетельствует о том, что современные православные отчасти воспроизводят византийские и древнерусские представления, по которым спастись можно только в монастыре.
Автору монографии убедительно удалось доказать, что подобная точка зрения не имеет ничего общего с христианским пониманием монашества как особого пути к спасению, который сам по себе не лучше и не хуже остальных. Между тем почитание монахов простым народом и знатными людьми приводило в Византии и на Руси к довольно печальным последствиям. Так, например, "новые византийцы" и "новые древнерусские" считали своим долгом построить большую или маленькую обитель, чтобы после смерти быть погребенными внутри монастырской ограды.
Поскольку богатых, зажиточных и состоятельных людей было довольно много, монастыри в Византии росли как грибы после дождя. Естественно, что каждый "спонсор" заботился прежде всего о "своих церквах и иноках", а остальные обители, построенные предками, могли разрушаться и оставаться без черноризцев. При этом все стремились строить новые монастыри, что привело к многочисленным императорским указам об ограничении беспорядочного основания обителей, которым на содержание жертвовались многочисленные поместья с крестьянами.
В результате на рубеже первого тысячелетия многие обители из места уединения превращались в крупные торговые центры и место ссылки для всех, кто мог претендовать на императорский трон. Разумеется, такое положение вещей не способствовало улучшению нравов иноков и желавших принять пострижение.
Автор монографии приводит многочисленные примеры того, как черноризцы превращали свое монашество в источник доходов. Часть из них настойчиво искала благорасположение императора, чтобы получить от него особые льготы и щедрые дары для своих монастырей. Другие прикидывались изможденными от поста и молитвы, чтобы собрать с мирян побольше денег. Третьи предлагали паломникам для поклонения псевдосвятыни или распускали слухи о наличии в монастыре чудотворных икон или мощей. Все это позволяло им безбедно существовать, пользуясь неограниченным доверием со стороны императора и его сановников.
Вместе с тем неприглядные картины монашеской жизни в древней Византии, по мнению автора монографии, не свидетельствовали о порочности самого института иночества как такового. Напротив, и в Константинополе, и в византийских провинциях, и на Афоне жили настоящие подвижники, чья святость была известна далеко за пределами монастырей.
Однако книга Соколова - не собрание житий святых и не антиклерикальный памфлет, а научное исследование. Читатель найдет здесь подробное описание системы монастырского управления, детальный рассказ о разных типах монастырской жизни. Автор монографии также анализирует систему монастырских должностей, особенности избрания игумена, от которого во многом зависела иноческая жизнь в конкретной обители.
Работа содержит обширную библиографию с добавлением последних исследований отечественных и зарубежных специалистов, что также делает ее ценным пособием по истории византийского монашества.