Эмануэль Сведенборг. Тайны небесные. Перевод Е.Ю. Возовик. - М.: АСТ. 2003, 555 с.
Эмануэль Сведенборг - знаменитый шведский ученый и богослов XVIII в. - среди широкой публики более всего прославился даром ясновидения. До 55 лет Сведенборг отдавал все свое время изучению естественных наук и службе по горнорудному делу, приобрел известность как знаток минералогии, физики, механики, физиологии, был избран (в 1734 г.) почетным членом Петербургской академии наук.
"Тайны небесные" - первый и главный богословский труд этого разносторонне одаренного человека. Написанный по-латыни и изданный в Лондоне в 8 томах с 1749 по 1756 г., он содержит чрезвычайно подробное толкование первых двух книг Ветхого Завета. В русском переводе вышел лишь первый том. Сведенборг имел свой личный опыт христианского откровения и стремился возродить христианство в эпоху нараставшего неверия и плоского рационализма. Он проницательно разглядел опасность атеизма в протестантской доктрине спасения "только верой" и в чрезмерной политизированности католичества. Недоброжелатели называли его шарлатаном и сумасшедшим, некоторые епископы Лютеранской Церкви Швеции пытались объявить его еретиком.
Для Сведенборга Библия есть воистину Слово Божие, в котором нельзя изменить ни одной буквы. Священное Писание заключает в себе внутренний, духовный смысл, который соответствует внутренней, или небесной, глубине в человеческом знании и опыте. И вот главный тезис богословия Сведенборга: все во внутреннем мире человека имеет параллели в мире внешнем, сокровеннейшие тайны духа выписаны на поверхности материального бытия, духовная реальность явлена в бесконечном разнообразии жизни.
Библейский рассказ о творении повествует в действительности о созревании человеческой души, а венец творения Эдем - аллегория вечного мира и покоя, обретаемых в состоянии богочеловечества. Вот еще несколько примеров комментаторского подхода Сведенборга: грехопадение означает плененность ума страстями (символизируемыми Евой), Потоп - океан лжи и порока, Вавилонская башня символизирует притязания "природного человека" подменить собой Бога.
Выстраивая свое учение о "соответствиях" между духовным и материальным мирами, Сведенборг настаивает на необходимости опыта богообщения в человеческой душе. Для него человек должен принять Бога свободно и разумно. Слепая вера и догматическая уверенность в своей правоте, видения и внушения скорее отвращают человека от Бога, нежели приближают к нему. Познание истины предполагает помимо прочего и телесное здоровье, которое дает наиболее полное и точное восприятие действительности.
В то же время путь к спасению не закрывает даже заблуждения, если оно проистекает из искренней любви к небесной истине. Спасены будут все, кто обладает духовным здоровьем, то есть руководствуется любовью и разумом. По Сведенборгу, человек спасается только милостью Божьей, но выбирает свою судьбу сам. Рай и ад - состояния души, в своем роде совершенно реальные. Неудивительно, что в наше время последователи Сведенборга особенно активны в разработке христианского пути личного совершенствования. Поскольку внутренняя глубина в человеке имеет соответствия в его внешнем образе, нет нужды бежать от мира.
Для Сведенборга идеал духовной жизни есть согласие разнородных начал: внутреннего опыта и внешнего действия, ума и чувства, воли и созерцания. Супружество и полнокровная жизнь в обществе полнее выражают этот идеал, нежели монашеское уединение.
Помимо начальных глав Ветхого Завета Сведенборг применил свой метод прочтения Библии к Апокалипсису. Он утверждал, что второе пришествие Христа состоялось уже при его жизни как событие в духовном мире, которое имеет свои признаки в мире природном и в человеческой истории. Имеющий глаза да увидит. Рассказы шведского духовидца о загробном мире, собственно, и составляют содержание этого последнего откровения. Они открывают в христианском богословии новую перспективу, помогая, в частности, понять, как "воздать Богу богово, а кесарю кесарево", не смешивая, но и не противопоставляя одно и другое.
Наследие Сведенборга напоминает о том, что нужно не только возвращать людей в церкви, но и возвращать церковь в человеческую душу. Для тех, кто хочет понять, как это сделать, Сведенборг, несомненно, будет очень полезным собеседником и наставником.