Владета Йеротич. Психологическое и религиозное бытие человека. М.: Изд-во Библейско-богословского института св. апостола Андрея, 2004.
Проблема взаимоотношений психологии и религии - одна из самых острых в настоящее время. Некоторые верующие до сих пор относятся к психологии с подозрением. По их мнению, достаточно поститься, молиться да иногда заходить к батюшке на исповедь, а все проблемы и "комплексы" - от лукавого.
Другие полны желания "воцерковить" психологию. Они полагают, что современные психологические техники выросли из святоотеческих текстов, традиции открывать помыслы своему духовнику и что индивидуальное консультирование - это некий аналог духовной беседы. Сторонники подобного "апологетического" подхода стремятся оправдать психологию в глазах верующих. Для подтверждения того или иного положения, высказанного Фрейдом, Юнгом, Адлером или другими авторами, они цитируют Святых Отцов и Библию. Иногда это производит довольно странное впечатление, ведь современная психология, как и любая другая наука, совершенно не обязана постоянно доказывать религии свою состоятельность и согласовывать свои методы с мнениями христианских подвижников, живших много веков назад.
Многие психоаналитики вслед за Фрейдом видят в религии лишь дополнительный источник человеческих страхов и неврозов. С другой стороны, некоторые специалисты безудержно верят во всемогущество психологических методов и техник. Об опасности подобной точки зрения предупреждал один из величайших психологов Карл Густав Юнг, говоривший об ограниченности любых техник и методик перед лицом конкретного человека, а также митрополит Антоний (Блум). Он с большим недоверием относился к книгам Дейла Карнеги, занимающегося профанацией психологии, и назвал их "искусством натирания шкафов воском".
Истина, как обычно, лежит где-то посередине, что и подтверждает работа сербского психолога Владеты Йеротича. Сразу предупредим читателей, что книга написана достаточно сложным языком, требует медленного чтения и неплохого знания психологических терминов, которые кратко объясняются в словаре, помещенном в конце работы. Однако человек, продравшийся через непростой синтаксис, несколько суховатый стиль изложения, обилие ссылок на источники, будет вознагражден блестящим разбором состояния современного психоанализа и художественной литературы, который предлагает Владета Йеротич.
В центре внимания автора находится понятие "невроза" - одной из основных категорий психоанализа. Вслед за Юнгом сербский психолог считает, что невроз может иметь и положительное значение для человека, если последний сможет преодолеть его и получить "шанс на созревание". Подлинная вера и знание основ глубинной психологии способствуют пробуждению в человеке уверенности в собственных силах и способности брать ответственность за свою жизнь и поступки, не прячась за авторитеты.
В трех главах работы сербского психолога также рассматриваются различные подходы к теории и практике психологического консультирования, способы преодоления внутренних конфликтов человека в творчестве писателей и художников ХХ века. В них также говорится о сходстве между отдельными положениями психоанализа и христианским учением о человеке.
Что же такое человек с точки зрения профессиональных психологов и настоящих христиан? По мнению Владеты Йеротича, настоящая вера и глубинная психология всегда идут вместе, помогая человеку пробудить в себе "архетип спасителя". В центре внимания каждого психолога и служителя Церкви должен находиться сам человек, отвечающий за свои поступки и стремящийся преодолеть собственные комплексы.
Автор приводит в качестве примера подобной внутренней работы творчество Франца Кафки, который смог проработать проблему сложных взаимоотношений с отцом в своих произведениях. По мнению Йеротича, на писателей-модернистов ХХ века огромное влияние оказала работа Фрейда "Толкование сновидений". Многие писатели были уверены, что найден ключ к глубинам человеческой психики. Достаточно вспомнить роман Джойса "Улисс", в котором детально показан механизм работы бессознательного.
Еще один "проклятый вопрос", на который упорно ищут ответы и психология, и религия, - роль боли и страдания в жизни каждого человека. Христианство предлагает несколько способов преодоления или примирения со страданиями: от их терпеливого перенесения до идеи очищения через скорби и наказания за грехи. По мнению Владеты Йеротича, "от боли и болезни, как и от смерти, нас не сможет защитить ни сильный дух, ни слабый, ни философский, ни научный. И боль, и страдание суть синонимы жизни. Остается одна защита от них - наше к ним отношение". В подобной оценке боли и страданий сходятся и религия, и психология, но человеку необходимо большое мужество, чтобы смело взглянуть в лицо страданиям, не прячась за ширмы псевдохристианства и псевдопсихологии.
Вместе с тем в главе, посвященной психологическому консультированию подростков, Владета Йеротич говорит об опасности восприятия психологом своей работы как способа осчастливить все человечество. Развивая мысль Юнга об ограниченности любой психологии перед тайной человека, сербский психолог предостерегает своих коллег от излишней самонадеянности: "Психотерапевт ни в коем случае не является ни индийским гуру, ни христианским святым. Он должен пройти через дидактический анализ, чтобы нести в себе оптимистическое "базовое доверие", быть морально честным, любить психотерапию┘".
Только в этом случае можно надеяться на успех в психологическом консультировании, иначе люди, которые не хотят быть "шкафами, натертыми воском", и "дрожащими тварями", испытают сильное разочарование и боль и не смогут вновь переступить порог храма или кабинета психолога.