-Алексей Эдуардович, в этом году издательство Библейско-богословского института празднует свое десятилетие. Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось?
- Честно скажу, десять лет назад мы не рассчитывали, что станем ведущим издательством в СНГ по выпуску академической богословской литературы. Наши задачи были гораздо скромнее - помочь студентам в учебе. По нашим предметам тогда не было учебников на русском языке. Пользоваться дореволюционными изданиями мы не могли, а требовать от студентов первого курса свободного владения иностранным языком не имели права.
В результате мы выпустили несколько небольших книг, а уже потом начали складываться серии. Сейчас в нашем издательстве вышло около 130 книг. Мы издаем два журнала: ежегодный иллюстрированный альманах "Мир Библии" и ежеквартальный академический журнал "Страницы: богословие, культура, образование".
- А как формируются книжные серии?
- Серию составляют книги со сходной тематикой. Нашей первой серией была "Современная библеистика", потом появились и остальные: "Современное богословие", представляющая разные христианские традиции, "Диалог", которая рассказывает о проблемах межконфессионального и межрелигиозного общения, "Богословие и наука". Последняя серия достаточно нова для России, но мне кажется, что у нее большие перспективы.
У нас есть и популярные серии, которые будут интересны всем читателям независимо от их образования. В серии "Услышать человека" представлены работы известных психологов и гуманистов. "Читая Библию" - это популярная библеистика, написанная ведущими мировыми учеными.
- Каковы основные принципы издательской деятельности института?
- Изначально мы хотели издавать современные работы ведущих отечественных и иностранных специалистов. Поскольку издательство неотделимо от научной и педагогической деятельности института, наши преподаватели всегда готовы дать квалифицированную консультацию по поводу той или иной книги. У нас существуют хорошие личные связи с ведущими западными издательствами и учеными, что также способствует выбору первоклассной литературы и решению проблем с авторскими правами. Для нас также очень важно ежегодное участие во Франкфуртской книжной ярмарке.
- В России человек, хорошо знающий библейские тексты, часто воспринимается как протестант. Удалось ли вашему издательству изменить эту ситуацию?
- Резко изменить ее пока не удается, но некоторые изменения есть. Еще восемь лет назад я в Оксфорде рассказывал православным англичанам о нашем институте. Услышав слово "библейский", один из слушателей воскликнул: "А, так вы баптисты!" Сейчас таких реплик я уже не слышу ни в России, ни на Западе. Более того, изучение современной библеистики вошло в учебные программы и протестантских, и православных учебных заведений в России.
Очень важно, что в нашей стране студенты, принадлежащие к разным конфессиям, изучают некоторые предметы по одним учебникам, например по книгам Брюса Мецгера. Не важно, станут ли они впоследствии священниками, пасторами или будут работать в других сферах, но у них будут точки соприкосновения, и это поможет лучше понять друг друга.
Я думаю, в любом случае люди должны читать не только Библию, но различные комментарии, учебные пособия, словари, и они могут быть разного уровня в зависимости от подготовки человека.
- Зачем нужны богословы в современной России?
- Прежде всего богословы нужны обществу. Религия играет важную роль в государстве, а грамотных специалистов в этой области практически нет ни в министерствах, ни в вузах и школах, ни среди журналистов. Необходимо говорить со светскими людьми на понятном языке, ориентироваться в реалиях современной жизни. А для этого нужны не только священнослужители и церковные люди, но и образованные светские преподаватели, которые имеют серьезную историко-филологическую подготовку и отлично ориентируются в религиозных реалиях современной России. Многие предметы, которые преподаются в нашем институте, нужны всем независимо от их религиозной принадлежности. Это история, этика, философия, иностранные языки.
К сожалению, в России специалисты-богословы пока еще недостаточно востребованы, но я надеюсь, что ситуация изменится в самое ближайшее время.
- Как складываются отношения ББИ с Русской Православной Церковью и другими христианскими конфессиями?
- Несмотря на то что мы независимое, нецерковное, негосударственное учебное заведение, в основе нашей концепции богословского образования лежит православие. С этим определением ББИ так или иначе согласно подавляющее большинство людей. Среди наших попечителей есть иерархи Православной Церкви. Административно мы никак с Православной Церковью не связаны, но на уровне личных контактов и совместных проектов у нас близкие отношения со многими иерархами, и прежде всего с главой Синодальной богословской комиссии митрополитом Минским и Слуцким Филаретом.
С другими христианскими конфессиями мы также поддерживаем самые теплые отношения и на уровне издательской деятельности, и в совместных образовательных проектах.
- В последние годы достаточно часто говорят об опасности клерикализма в России. В частности, многие опасаются, что Церковь будет вмешиваться в учебный процесс и влиять на состав преподавателей. Что вы об этом думаете?
- Клерикализм в России - явление практически невозможное. Наша страна - это светское государство, в котором число церковных людей невелико. Естественно, на богословском образовании и религиозной жизни в России отражаются проблемы, которыми болеет общество в целом. Никто не застрахован от ошибок, особенно в такой новой и неизведанной для многих сфере, как взаимодействие образовательных и религиозных структур.
Мне кажется, что Церковь может и должна контролировать учебные заведения, в которых готовят духовенство и церковнослужителей. Светское же богословское образование не должно подвергаться сильному контролю со стороны Церкви, здесь главное - высокий академический уровень, а слишком строгий контроль может его существенно понизить. К счастью, это понимают многие иерархи Русской Православной Церкви.