0
2010
Газета Печатное дело Интернет-версия

15.10.2003 00:00:00

Протестантизм по-русски

Тэги: религия, жизнь, россия


Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Том II. Отв. ред. М.Бурдо, С.Б. Филатов. - М.: Изд-во Логос, 2003 г., 480 с.

Если с порядком статей в "Большой советской энциклопедии" все вполне понятно (они идут по алфавиту), то вопрос о том, с чего же начать описание религиозной жизни России, может вызвать жаркие споры. Авторы издания "Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания" начали со статей о протестантских Церквах, то есть со второго тома. Выпуск первого, к которому, по мнению редакционной коллегии, нужен особый подход, намечен на конец этого года. Третий том будет полностью посвящен описанию новых религиозных движений.

Издание подготовлено на основе исследований, проведенных в 1997-2002 годах под руководством Кестонского института (Великобритания) группой российских и английских ученых в рамках проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России".

Уникальность книги в том, что учение каждой Церкви и взгляды ее представителей на общество, культуру и политику излагаются самими верующими, будь то лютеране, методисты или пятидесятники. Оказывается, российские протестанты ведут не менее идейно и культурно насыщенную жизнь, чем окружающее их православное большинство. Кроме того, во многом образ протестанта, американизированного с головы до ног, уже устарел. За последние десять лет евангельское движение в нашей стране сильно изменилось. Выросли и окрепли новые Церкви, лидеры протестантских союзов стали чаще высказываться по общественно значимым вопросам.

Именно советские гонения, во время которых пострадали верующие почти всех протестантских течений, создали определенный тип христианина, совершенно непохожий на своих западных собратьев. Распространение протестантизма от Центральной России до Сибири и Дальнего Востока в 1920-е гг. было настолько бурным, что никакие сталинские репрессии не смогли уничтожить его. Евангельские христиане-баптисты, пятидесятники и меннониты были объединены советскими властями в один союз - Всероссийский совет евангельских христиан-баптистов. Преследованиям подвергались адвентисты и лютеране, а также представители такого околопротестантского движения, как Свидетели Иеговы.

Центральной темой всех статей в "Опыте систематического описания" стала малоизвестная история развития протестантизма последних десятилетий. Авторов привлекают прежде всего идейные течения внутри отдельных движений и, конечно, все, что касается современной жизни Церквей.

Молодежная культура в недавно возникших общинах сталкивается с консерватизмом тех, кто привык к строгости служб в эпоху советских гонений. Баптисты упрекают независимые евангельские Церкви в излишней открытости по отношению к светской культуре, в использовании "греховной" поп-музыки и критикуют их за слишком свободный стиль богослужения. "Старые" пятидесятники возмущаются поведением новых харизматических лидеров. Учение харизматов о процветании, богатстве и здоровье, обязательном для каждого христианина, верующие старой формации считают богословским искажением вероучения.

Кроме того, Церкви евангельских христиан, пятидесятников и харизматов редко бывают похожи одна на другую. В книге, пожалуй, впервые делается попытка классифицировать многочисленные союзы и идейные течения внутри протестантизма. Немцы-лютеране, сохранившие старые традиции, часто отказываются принимать либеральных пасторов из Германии. А русские, обратившиеся в лютеранство, создают свои автономные Церкви в Сибири и на Урале.

Российская объединенная методистская Церковь неожиданно стала привлекать интеллигенцию, нашедшую в ней соединение веры и разума. Веслианская традиция, идущая от основателя методистского движения Джона Уэсли, подразумевает духовное совершенствование, которое "методично", по ступенькам, ведет человека ко спасению. В этом русские методисты увидели связь их Церкви с православной традицией, поэтому они с уважением относятся к иконам и читают Святых отцов.

Российский союз евангельских христиан-баптистов - это не все евангельское движение и даже не самая большая его часть. Множество объединений и просто самостоятельных Церквей с уникальной идеологией, о которых рассказывается в книге, никогда не учитывались ни религиозными журналистами, ни учеными.

Исходные материалы для статей о современном мировоззрении протестантов сотрудники проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" добывали на первый взгляд не совсем научным путем. В ходе полевых исследований в регионах они опрашивали пасторов, пресвитеров, епископов и простых верующих. Исследования проводились почти в 70 субъектах Российской Федерации.

Интервью с верующими на предмет изучения их взглядов уже давно вошло в практику социологии религии. Например, еще в 1910 году соратник Ленина В.Д. Бонч-Бруевич проводил беседы с духоборами. Систематические полевые исследования среди верующих велись в 60-70-х гг. XX века. Экспедиции в различных регионах возглавляли известные религиоведы А.И. Клибанов и Л.Н. Митрохин.

Ранее в руках у социолога был стандартный опросник, с которым он ехал в разные регионы. Сейчас верующие открыто говорят о своих взглядах, поэтому у авторов издания были несколько иные цели. Прежде всего они хотели понять мировоззрение верующего в целом, и для этого они впервые объехали всю Россию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1660
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1035
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
749
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1024

Другие новости