Александр Щипков. Соборный двор. Публицистические статьи: 1991-2001. - М.: Гильдия религиозной журналистики, 2003, 317 с.
Существует ли в России религиозная журналистика? Способны ли верующие журналисты объективно говорить о религии? Могут ли они писать серьезные аналитические материалы, не обрушивая на читателя поток благочестивых словечек из "православного лексикона"? Все эти вопросы подробно рассмотрены в сборнике статей главного редактора интернет-портала "Религия и СМИ", председателя Консультативного совета по освещению религиозной тематики в СМИ при Министерстве по делам печати Александра Щипкова.
В книге представлены самые разнообразные публицистические жанры от фельетона до серьезных исследований, рассказывающих о "православной провинции" и вере современных россиян. Автор - сам по себе "человек исторический". Он участвовал в семинарах Александра Огородникова, лично знаком со многими православными иерархами. Именно поэтому Александр Щипков мог бы спокойно написать большой том воспоминаний и не "рисковать", собирая под одной обложкой столь разные тексты, которые могут не понравиться и православным либералам, и консерваторам.
Первые могут упрекнуть его в том, что он тепло отозвался о покойном митрополите Иоанне (Снычеве), который уже давно стал "знаменем" православных патриотов и фундаменталистов. Однако автор, давая "портрет" митрополита, лишил его демонических, равно как и ангельских черт, превратив его в человека со своими достоинствами и недостатками. В подобном "антропоцентризме", возможно, и кроется загадка текстов Александра Щипкова. Он не обольщается никакими "символами" и "иконами", его интересует лишь живая жизнь христианина и его духовный опыт. Некоторые статьи можно смело назвать "портретами современников". Митрополит Антоний (Сурожский), протоиерей Александр Мень, архимандрит Зинон спокойно уживаются на страницах этой книги с митрополитом Иоанном, священником Глебом Якуниным и многими другими людьми Церкви.
Православные консерваторы могут "предать анафеме" автора сборника за то, что он позволил себе посмеяться над тональностью многих радиопередач о религии, давая "вредные советы", как нужно вести передачи для "церковных людей": "Ведущий должен делать вид, что он "глубоко верующий", читать текст максимально задушевно, плаксиво, почти шмыгая носом, сладким-сладким голосом, настолько елейным, чтобы слушатель сразу понял, что перед ним не нормальный человек, а нечто надмирно-небесное. Если эфир ведет женщина, то рекомендую "кочетковкам" читать отрывки из Льюиса, а "шевкуновкам" - из Шмелева. И то, и то - первоклассная литература. Передачи утреннего часового пояса можно завершать бардовской песенкой из наследия отца Романа Матюшина, вечернего - рассказами о чудесных исцелениях на могиле отца Александра Меня (вариант - на могиле митрополита Иоанна (Снычева)".
К сожалению, в церковных изданиях подобный стиль статей и бесед встречается часто. Его эффективность, по мнению Александра Щипкова, практически равна нулю, так как "магия имен" не способна перебить отвращения от сладкой патоки "православных слез". "Весь мир - церковь, а люди в нем - наши прихожане" - подобная установка характерна для многих верующих, принадлежащих как к "традиционным религиям", так и "новомодным вероучениям", которым в сборнике тоже уделено немало места.
Естественно, автор не разделяет подобных убеждений. В предисловии к сборнику он цитирует средневекового армянского поэта и богослова Григора Нарекаци: "добрым и злым, боязливым и храбрым,... повелителям и подвластным... всем им подношу я книгу свою". Подобную терпимость и взвешенность недостаточно назвать модным словом "толерантность". Это пример того, как журналист может донести до читателя свои взгляды, не оскорбляя и не унижая оппонента. Может быть, кому-то подобный подход кажется естественным, но в наши дни это большая редкость.