А.С. Бочаров, А.В. Чернышев. Очерки современной церковной психологии. Иваново: Свет православия, 2003, 304 с.
В последние годы появилась довольно опасная тенденция: делить все культурные и научные явления на "церковные и светские". Церковная физика, православная литература и культура - вот неполный список явлений, свидетельствующих о попытке создать "параллельный мир" с табличками "Только для последователей нашей религии". Естественно, что теперь настала очередь психологии, которую пытаются "воцерковить". Примером тому могут служить "Очерки современной церковной психологии".
Авторы честно предупреждают, что книга написана православными для православных и о православных. Поводом для создания этого пособия явилось желание разобраться в проблемах современной церковной жизни. К сожалению, А.С. Бочаров и А.В. Чернышев нигде напрямую не говорят о наличии у них какого-то специального образования. Поэтому читатель может испытывать некоторое сомнение по поводу компетентности авторов, лишь по косвенным признакам догадываясь, что они некогда были студентами психфака.
Сами "Очерки" состоят из серии статей, в которых описываются разные психологические и невротические типы людей, приходящих в церковь. В каждом разделе авторы объединяют достаточно пестрый материал: примеры из личной жизни, церковные анекдоты, выписки из святых отцов, а также немногочисленные цитаты из современных психологов-христиан. О Фрейде, Юнге и Адлере упоминается как-то вскользь и между прочим.
Видимо, авторы предполагали создать научный труд, но обилие ссылок на байки, рассказанные за чашкой чая, превращают книгу скорее в сборник застольных бесед. Примеры без анализа производят впечатление пустышек, что не позволяет назвать это издание даже курсом практической психологии для верующих. В результате "Очерки" становятся просто потоком сознания и превращаются в одну большую газетную статью на тему церковной психологии.
Подобная "эклектичность", вероятно, связана с желанием А.С. Бочарова и А.В. Чернышева поймать сразу двух зайцев: угодить одновременно и православному священнику, и светскому психологу. Для верующих здесь обширные цитаты из святых отцов, беглое упоминание о принципах христианской аскетики, рассказ о проблемах церковной жизни и постоянные попытки "извиниться" за свой интерес к психологии и "оправдать" ее, признав "правильной наукой". Из очерка в очерк они призывают не бояться сотрудничать со светской медициной и доказывают эффективность отдельных методик.
От светского знания в "Очерках" остался лишь скудный разбор типов личности с рекомендациями священнику, как строить отношения с прихожанами, имеющими психологические проблемы: какие давать послушания, как совершать исповедь, как избежать манипулирования. Слов нет, это очень интересно, но все губит желание авторов сделать реверанс в сторону Церкви. Описание той или иной модели поведения прерывается пространной выпиской из святых отцов или официальных документов Московской Патриархии.
Попытка создать "церковную" или "православную" психологию превращает "Очерки" в "Житейские воззрения кота Мура" Гофмана, где рассказ о музыканте прерывается описанием жизни кота, написанным на листах макулатуры. Впрочем, в случае с книгой А.С. Бочарова и А.В. Чернышева каждый читатель сможет сам для себя решить, какую ее часть (психологическую или церковную) отправить в мусорную корзину. Очевидно одно: современная церковная психология пока напоминает союз ежа и ужа, в чем "немалая заслуга" православных психологов, написавших этот труд.