Архимандрит Августин (Никитин). Русские паломники у христиcанских святынь Египта. - СПб.: Нева; М.: ОЛМА-Пресс Гранд, 2003, 304 с.
Есть несколько стран, куда может приехать без визы не только западный турист, но и обладатель "краснокожей паспортины" в новом ее изводе. К числу таких государств относится Египет с его пирамидами и сфинксами. Немало наших сограждан приезжают посидеть под пальмой в шезлонге у моря, потягивая коктейль и слушая музыку. Некоторые из них тратят день-другой на групповые экскурсии. Но чтобы отправиться одному на свой страх и риск в египетское зазеркалье, где грязь, нищета и пошаливают исламские террористы, для этого нужно иметь особую тягу к путешествиям, такую, например, как у архимандрита Августина (Никитина).
Путешественник забирался в самую глубь пустыни, поднимался в Верхний Египет, посещал полузакрытые города вроде режимной Эль-Миньи (около 300 км от Каира). Он ночевал под кошмой прямо под звездным небом, останавливался в дешевых гостиницах, мчался на заднем сиденье попутного мотоцикла или просто брел пешком от одного селения до другого. И все это делалось исключительно ради того, чтобы увидеть места, связанные с историей древней Коптской Церкви. Копты, коренные жители Египта, составляют лишь десятую часть населения страны, то есть около 6 миллионов человек. Они сохраняют верность Евангелию, несмотря на мусульманское окружение.
Среди святынь Коптской Церкви немало очень древних, напоминающих нам о раннем христианстве. Не случайно русские паломники и ученые издавна устремлялись сюда, в "землю возлюбленную". Архимандрит Августин собрал и удачно включил в книгу воспоминания многочисленных российских путешественников, посещавших Египет в течение двух последних веков. Среди них архимандрит Порфирий (Успенский), которому посвящена целая главка. Он утверждал, что "Коптская Церковь весьма близка к нашей Православной по уставам, обрядам и даже по догматам, исключая некоторые члены веры. Она подобна небольшой житнице, в которой пшеница смешана с плевелами". Другой путешественник XIX века, А.С. Норов, оставил великолепные описания христианских памятников, скрытых после строительства Асуанской плотины водами Нила.
Отдельная глава посвящена Синаю, точнее, легендарной православной обители св. Екатерины. В ней подробно рассказывается о жизни монастыря, представлен обзор церковно-литературных связей, история открытия Синайского кодекса Библии.
Архимандриту Августину удалось ярко и живо рассказать о святынях Каира, Александрии, Фиваиды и Нитрийской пустыни. Он действительно проложил новые паломнические маршруты, не забыв при этом описать специфику местности, знание которой так необходимо путешественнику. Не без иронии говорит автор о нравах, царящих в египетской глубинке. Оказывается, иностранцу разрешают остановиться не во всякой гостинице, иногда к случайному гостю прикрепляют "тайного друга", который не отходит от него ни днем, ни ночью. В определенных местах хочешь не хочешь, а приходится давать взятку - "бакшиш", в других этого лучше не делать и т.д. и т.п. вплоть до возвращения в аэропорт на рейсовом автобусе, до выхода "из земли рабства". И из всех этих впечатлений, описаний, рассказов складывается некий "кинематографический" ряд - путевые заметки, удачно дополненные многочисленными фотографиями, которые автор сделал обыкновенной "мыльницей".