0
1271
Газета Печатное дело Интернет-версия

05.03.2003 00:00:00

Непредсказуемый партнер

Тэги: луис, ислам, запад


Бернард Луис. Ислам и Запад. - М.: Изд-во Библейско-богословского ин-та св. Апостола Андрея, 2003, 320 с.

В современном мире одинаково распространены две точки зрения на ислам. С одной стороны, говорят об усиливающейся опасности мусульманского фундаментализма и терроризма, с другой - о последователях Пророка принято писать "или хорошо, или ничего". Достаточно часто можно услышать о том, что эта мировая религия отличается большей стройностью и привлекательностью, чем "устаревшее христианство". В России в последнее время принято смотреть на ислам снизу вверх и в то же время ставить его в пример христианским конфессиям. Иногда создается впечатление, что мусульмане сейчас самая здоровая и консолидированная часть нашего общества. В современной Европе тоже модно признаваться в симпатиях к исламу.

А между тем все обстоит совсем не так просто. Конечно, каждый имеет право на собственную точку зрения, но отношения между двумя мировыми религиями складывались далеко не безоблачно. Об этом и рассказывает данная книга, написанная "старейшиной ближневосточных исследователей".

Основная проблема, которую поднимает автор в серии из одиннадцати очерков, связана с возможностью диалога между исламом и Западом. В Средние века обе стороны, как правило, смотрели друг на друга, "опустив забрало". Сперва Европа опасалась, что "сарацины" захватят земли христиан, а затем уже представители арабского мира пытались противостоять все возрастающему экономическому господству христианской цивилизации. Основную причину острой борьбы между представителями двух религий Бернард Луис видит в обоюдном желании проповедать свои убеждения всему миру.

В отличие от других культов последователи Иисуса и Мухаммеда не ограничивали число новых членов ни географическими, ни национальными, ни культурными рамками. В борьбе со своим основным соперником обе стороны не жалели ни сил, ни средств. Как отмечает автор книги, своих оппонентов и те и другие обозначали не только религиозными терминами (слово "неверные" употреблялось по отношению к противнику и на Западе, и на Востоке). Христиане были для учеников Пророка "римлянами, греками, славянами", мусульмане - "арабами, турками, монголами, сарацинами и татарами". В этом проявлялось желание подчеркнуть всемирность лишь своего культа, превратив противоположную сторону лишь в маленькую "этнографическую секту".

Лишь с начала XVII века начался процесс "узнавания". Он состоял в постепенном переходе от насмешек и недоверия к удивлению и изучению. Сперва обе стороны обращали внимание на удивительную непохожесть обычаев и традиций и наделяли людей "с другого берега" самыми невероятными чертами. Например, Восток представлялся Европе сперва грозной, а затем и безнадежно отсталой областью, которую необходимо "дотянуть" до цивилизации, о сластолюбии и деспотизме "турок" сочинялись легенды. Ислам платил той же монетой. В арабском мире Европа представлялась местом, где относительный технический и научный прогресс сочетался с довольно низкими моральными качествами.

Постепенное разрушение мифов привело к тому, что уже с конца XIX века Запад всерьез занялся проблемами ислама и его религиозными, культурными и политическими основами. Появилось отдельное направление в науке, которое называлось то "востоковедением", то "арабистикой", то "ориентализмом", но, несмотря на все достижения ученых мужей, мусульманский мир по-прежнему остается загадкой и сложным непредсказуемым партнером.

В свою очередь, во многих мусульманских странах в середине и конце XX столетия началась реакция на преобладание западных образцов во всех сторонах жизни общества. Корни этого течения, по мысли автора монографии, заложены в самой сердцевине ислама, когда религиозные установки неотделимы от правовых и политических норм, а вся жизнь так или иначе ориентирована на соблюдение требований Корана. И эту "непохожесть" невозможно сгладить никакими диалогами. Максимум, чего можно добиться, - это уважения к другой стороне и соблюдения некоторых общих правил, благодаря которым сохраняется политическое равновесие и религиозная терпимость.

Именно в отсутствии готовых рецептов, в спокойной и серьезной разработке темы состоят главные достоинства монографии, которую издатели совершенно справедливо назвали "бесценным руководством по подоплеке современных ближневосточных конфликтов".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1246
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
790
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
554
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
789

Другие новости